Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАМПАНЕЛЛА
30, С. 78-82 опубликовано: 9 мая 2017г.


КАМПАНЕЛЛА

[итал. Campanella] Томмазо (5.09.1568, Стило, Калабрия - 21.05.1639, Париж), итал. католич. теолог, философ, ученый, поэт, общественный деятель; член монашеского ордена доминиканцев.

Жизнь и сочинения

При крещении К. получил имя Джованни Доменико. К. происходил из бедной семьи. Его отец был неграмотным сапожником; мать К. умерла, когда ему было 5 лет. Уже в детстве К. проявлял необычные способности: имел прекрасную память, в 13 лет писал стихи и произносил речи.

Томмазо Кампанелла. Гравюра. 1654 г.
Томмазо Кампанелла. Гравюра. 1654 г.

Томмазо Кампанелла. Гравюра. 1654 г.
В 1583 г. вопреки воле отца, который хотел видеть его юристом, К. стал монахом-доминиканцем, приняв в постриге имя Фома (итал. Томмазо) в честь католического теолога Фомы Аквинского († 1274). Его определили в монастырь в Сан-Джорджо-Морджето, где он 3 года изучал философию. Осенью 1586 г. К. был переведен в монастырь в Никастро, где обучался еще 2 года. В монастыре К. проводил свободное время за чтением книг и старинных рукописей. По его свидетельству, он на протяжении 5 лет изучал взгляды древнегреч. философов Пифагора, Эмпедокла, Зенона Элейского, Демокрита, Эпикура; сочинения Платона и платоников, Аристотеля и перипатетиков, Лукреция и др. античных мыслителей. К. также внимательно читал трактаты средневек. теологов Альберта Великого, Фомы Аквинского и др., сочинения христ. мистиков, араб. и евр. мыслителей, натурфилософов Ренессанса, в т. ч. М. Фичино и Б. Телезио, идеи к-рых оказались близки его собственным.

К. отличался непокорным характером и независимостью мышления: он говорил своим учителям, что считает ошибочной философию Аристотеля в интерпретации его схоластических комментаторов, поскольку она далека от реальной жизни и является лишь словесной игрой и софистикой (Ernst. Tommaso Campanella: The Book and the Body of Nature. 2010. P. 4). Чтение философов привело К. к убеждению, что истину следует искать не в схоластических трактатах, а в «книге природы», в самих вещах (Ibid. P. 7). Узнав, что сходное учение развивает Телезио, К., желая учиться у него, в 1588 г. отправился в Козенцу, однако не застал Телезио в живых. В 1589 г. К. без разрешения руководства доминиканского ордена покинул мон-рь и уехал в Неаполь, где еврейский каббалист и астролог Абрахам познакомил его с астрологией и другими герметическими дисциплинами (Ibid. P. 15).

Первым опубликованным сочинением К. стал трактат «Философия, доказанная чувствами» (Philosophia sensibus demonstrata, 1591), в котором К. защищал учение Телезио и критиковал взгляды схоластов. Это привело к преследованию К. инквизицией и тюремному заключению за еретические мнения в мае 1592 г. Однако узнавший о его удивительных способностях в разных науках вел. герц. Тосканский Фернандо I Медичи (1549-1609) принял его под свое покровительство, и через неск. месяцев с условием возвращения в калабрийский монастырь и отказа от пропаганды взглядов Телезио К. был освобожден (Ibid. P. 20-21). Вместо Калабрии К. отправился сначала в Рим, затем - во Флоренцию, где занимался в б-ке Лауренциана, в к-рой хранилась уникальная коллекция рукописей, а потом - через Болонью в Падую, где жил в мон-ре св. Августина и слушал лекции в Падуанском ун-те (Ibid. P. 24); здесь же он познакомился с Г. Галилеем.

В Падуе К. вновь был арестован, на этот раз по ложному обвинению в содомии, однако вскоре оправдан. Несмотря на преследования, К. не отказывался от защиты взглядов Телезио: в первые месяцы пребывания в Падуе он создал трактат «Апология Телезио» (Apologia pro Telesio, 1593), в к-ром гл. обр. рассматриваются различные медицинские вопросы (Ibid. P. 27-28). В нач. 1594 г. К. был арестован инквизицией; ему инкриминировали вовлечение еврея в дискуссию о христ. вере, сочинение богохульного сонета о Христе и владение колдовской книгой. По мере продвижения инквизиционного следствия, в ходе к-рого к К. применялись пытки, к этим обвинениям добавились и другие (Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 31).

В окт. 1594 г. дело К. было передано в ведение римской инквизиции, после чего К. отправили в Рим, где одновременно с ним в тюрьме инквизиции находились философ Дж. Бруно (1548-1600) и обвинявшийся в еретическом учении о всеобщем спасении теолог-гуманист Ф. Пуччи (1543-1597), с к-рыми К. удавалось поддерживать связь (Ibid. P. 33-34). В течение 1595 г. в тюрьме К. написал трактат «Компендиум о природе вещей» (Compendium de rerum natura) и неск. др. небольших философских и политических трактатов. Под пытками К. согласился публично осудить приписывавшиеся ему ереси; после этого он был помещен под надзор в доминиканский мон-рь св. Сабины (Ibid. P. 35). Здесь по побуждению руководства доминиканского ордена К. в знак раскаяния написал итал. полемический трактат «Политический диалог против лютеран, кальвинистов и прочих еретиков» (Dialogo politico contro Luterani, Calvinisti e altri eretici). Наряду с этим К. занимался в монастыре исследованием поэтики и написал большое число стихов. В кон. 1596 г. К. был оговорен преступником в ходе инквизиционного процесса и вновь помещен в тюрьму, однако следствие не подтвердило обвинений, поэтому в 1597 г. он был освобожден с предписанием немедленно вернуться в Калабрию (Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 44). По дороге в Калабрию К. на несколько месяцев задержался в Неаполе, где им был написан итал. естественнонаучный трактат «Большой эпилог» (Epilogo magno; анализ содержания см.: Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 46-50).

В сер. 1598 г. К. возвратился в Стило. Здесь, видя нищету и страдания народа, К. создал утопичный план политико-социальных реформ; в 1598-1599 гг. он стал духовно-интеллектуальным лидером и организатором заговора, целью которого было свержение испанского правления в Неаполитанском королевстве и создание в Калабрии теократической республики. В заговоре участвовали монахи, дворяне, крестьяне и разбойники; предполагалась также помощь турецкого флота. Выступление планировалось на 10 сент. 1599 г., но вследствие предательства заговор был раскрыт (подробнее о заговоре см.: Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 67-72).

6 сент. 1599 г. К. был схвачен по обвинению в руководстве мятежом против короля, к которому вскоре добавилось обвинение в ереси и колдовстве, и доставлен в темницу Неаполя. Даже под жесточайшими пытками К. отказывался признавать справедливость выдвинутых против него обвинений. На обвинения в заговоре он отвечал, что не замышлял свергать верховную власть, но лишь предвидел ее свержение благодаря имеющемуся у него пророческому дару, связанному с умением различать и толковать природные знамения (см.: Ibid. P. 78-79).

Понимая, что ему грозит смертная казнь, К. начиная с апр. 1600 г. симулировал безумие: в течение неск. месяцев он лежал на полу и бормотал бессвязные слова, чтобы убедить в подлинности психического заболевания наблюдавших за ним следователей. Для проверки было решено подвергнуть К. жестоким пыткам, длившимся непрерывно 36 часов (Ibid. P. 80-81). Так и не признав своей вины в гос. измене, К. избежал казни и был приговорен к пожизненному заключению.

За время пребывания в тюрьмах К. создал ряд наиболее значительных сочинений: «Город Солнца» (La cittá del Sole, 1602; лат. пер. К. был опубл. в 1623, итал. оригинал был опубл. только в 1904), «Апология Галилея-математика» (Apologia pro Galilaeo mathematico, 1616; опубл. в 1622; подробнее о трактате см.: Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 159-164), «О смысле вещей и о магии» (Del senso delle cose e della magia, 1604; подробнее о трактате см.: Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 114-127), «Побежденный атеизм» (Ateismo trionfato, 1606-1607; подробнее о трактате см.: Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 127-136); множество др. трактатов по религ. философии, теологии, политике, военному делу, астрономии, астрологии, медицине, экономике (см.: Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 181-210), а также многочисленные поэтические произведения: мадригалы, сонеты, канцоны, метафизические гимны и любовные поэмы, которые составили сб. «Избранная философская поэзия» (Scelta di alcune poesie filosofiche, 1622). Благодаря другу и ученику К. немецкому лютеранину Т. Адами (1581-1643) начиная с 1612 г. сочинения К. становятся известны и публикуются в протестант. Германии; постепенно они также распространяются в Италии, во Франции, в Англии, Испании, Нидерландах. В 10-20-х гг. XVII в. К. активно работал над монументальной «Теологией» (Theologia) в 30 книгах, которую он завершил в 1624 г. Это сочинение не было опубликовано при жизни К. и долго считалось утраченным, однако в XX в. было обнаружено 2 рукописных экземпляра, на основе к-рых начиная с 40-х гг. XX в. осуществляется научное издание сочинения (Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 210-212; обзор содержания см.: Ibid. P. 212-214); к наст. времени неизданными остаются 3 книги.

После 27 лет пребывания в тюрьмах Неаполя (все попытки побега были неудачными) 23 мая 1626 г. К. был освобожден из тюрьмы и помещен в доминиканский мон-рь, откуда по приказу инквизиции он был доставлен в Рим, в папскую тюрьму, с целью окончательного рассмотрения вопроса о признании его еретиком (Ibid. P. 215). Судьба К. могла быть весьма плачевной, если бы не благоприятное стечение обстоятельств: папа Урбан VIII (1623-1644), напуганный предсказаниями астрологов о грозящей ему скорой смерти, обратился к К. как к знатоку астрологии и магии, для того чтобы он составил гороскоп и отвел от папы смерть, используя средства естественной магии, описанные К. в трактате «Как избежать фатума звезд» (De siderali fato vitando). Папа последовал рекомендациям К. и, посчитав, что смерть не наступила благодаря вмешательству К., поверил в его тайные знания и особый дар астролога. По указанию папы в нач. 1629 г. К. был полностью оправдан и освобожден. Вскоре генеральный капитул доминиканского ордена присвоил К. звание магистра теологии. Тем не менее инквизиция продолжала исследовать тексты К. с целью обнаружения в них ереси и препятствовала изданию его новых трактатов.

В 1634 г. один из учеников К. был обвинен в ереси и казнен в Неаполе. Опасаясь, что власти вновь начнут процесс против него, К. по совету папы Урбана бежал во Францию (Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 241). Там ему удалось заручиться покровительством кор. Людовика XIII и кард. Армана Жана Ришельё, к-рый назначил ему значительную пенсию; они видели в К. великого астролога и мыслителя, способного осуществить синтез христианства и герметических наук, прежде всего астрологии и магии. В Париже К. опубликовал часть своих ранее написанных сочинений; он также продолжал писать новые трактаты, участвовал в философских дискуссиях, вел активную переписку со многими европейскими аристократами, священнослужителями и учеными (Ibid. P. 244-248). К. предсказал, что он умрет 1 июня 1639 г., в день солнечного затмения, но умер в своей келье за 10 дней до этого.

Философско-богословские взгляды

В своем учении К. стремился совместить теологию католицизма с неоплатонической философией, а также с гуманизмом и герметизмом Ренессанса. Наследие К. в соответствии с подготовленным им списком включает 88 произведений, составляющих более 30 тыс. страниц текста (подробный список с описанием рукописей и изданий до 1940 г. см.: Firpo. 1940). Труды К. неоднократно привлекали внимание исследователей; они отличаются большим тематическим разнообразием, широкой эрудицией, богатством и глубиной идей. При этом во всех работах К. прослеживается общая философская система мысли, которая может быть охарактеризована как разновидность христ. неоплатонизма.

Согласно К., на вершине иерархически структурированного бытия находится бестелесный Бог - первая Причина, первая Мудрость, Творец, создавший из ничего конечный мир; Бог есть чистое несотворенное Бытие, бесконечное и простое. Бог абсолютно чужд небытию, к-рое характеризуется бессилием, мраком и ненавистью (odium). Затем следует сфера 3 первичностей (primalitates), или 3 превосходств (eminenze): Мощи, Мудрости и Любви, к-рые лежат в основе как Божественного, так и тварного бытия: это одновременно Лица Св. Троицы и действующие первопринципы, конституирующие существование всякого сущего. Далее располагается «математический» и «телесный» мир, находящийся в пространстве, к-рое есть «бестелесная субстанция», и во времени (см.: Campanella. Opera latina... 1975. Vol. 2. P. 575-577). В самом низу иерархии - материальный мир прямого чувственного восприятия, данного расположения вещей. К. видит в материи сущее, обладающее субстанциальным бытием; из нее образуется все находящееся в мире. К. указывает, что Бог создал пассивную материю и природные начала, из которых возникли все вещи. Они причастны Божественной мудрости, мощи и любви, но, происходя из ничто, состоят из смешения бытия и небытия. Природа соединяет в себе мощь, мудрость и любовь, т. е. является действием первичностей: любое сущее состоит из возможности бытия, ощущения бытия и любви к бытию, подобно Богу, образ Которого оно имеет (ср.: Ernst. Tommaso Campanella (1568-1639): The Revolution... 2010. P. 147-149). Божественное начало, имманентное и разделяемое конечными природами, является принципом, основанием бытия и мерой совершенства развития природ в пространстве и во времени. Весь мир есть «чувствующее животное», все части к-рого наслаждаются общей жизнью. Он оживляется, направляется и управляется всемирной чувствующей и разумной душой. Ощущение, непосредственно связанное с принципом самосохранения, присутствует во всем: в материальных вещах, в металлах, в воздухе, в деревянных предметах, в свете и т. д.

В сенсуалистической теории познания К., повторяя аргументацию блж. Августина, еп. Гиппонского, указывал, что сама способность человека к заблуждению служит доказательством возможности достоверного знания о его бытии и мышлении (см.: Campanella. Metaphysica. 1638. Pars 1. P. 32). Согласно К., бытие постигается индуктивно: от мира конкретных вещей разум переходит к лежащим в их основе структурам и принципам. Знание общего (т. е. универсалий) формируется на основе знания частностей. Любое дискурсивное знание возникает из предшествующего ощущения. К. подчеркивал особую роль практики в познании, понимая под практикой любое действие. Он указывал, что любое знание начинается с практики и к ней возвращается, и признавал важность непосредственного наблюдения за природой и экспериментального познания природы. Антропология К. в основных чертах вполне традиционна: человек свободен и богоподобен; его душа, вложенная в него Богом, бессмертна. От животных (которые, согласно К., имеют свою форму рассудка, языка и даже религии) человек отличается наличием нематериального, имеющего божественное происхождение ума (mens), способностью к познанию, творчеству и почитанию Бога.

Проблему соотношения философско-научного знания и религиозной веры К. решал с помощью концепции «двух книг»: существует 2 божественных кодекса, т. е. 2 источника истинного знания для людей, созданных Богом. Один - это природа, к-рая познается ощущениями и разумом, наукой и философией. Другой - Свящ. Писание, наставляющее в нравственности и вере. Между этими 2 книгами нет никакого противоречия, т. к. в Библии не следует искать ответ на вопрос об устройстве мира, поскольку она учит только тому, что относится к спасению. В «Апологии Галилея-математика», защищающей свободу философствования (libertas philosophandi) не только Галилея, но и любого христ. философа-естествоиспытателя, К. высказывал мысль, что Христос в Евангелии никогда не спорил о физике или об астрономии; Он говорил только о том, что касается нравственности и достижения вечной жизни. Т. о., область рационального знания и науки автономна относительно религ. веры.

Вопрос о том, менялись ли религ. взгляды К. в течение жизни и насколько они совпадали с офиц. католич. вероучением, остается дискуссионным среди исследователей. В ходе различных инквизиционных процессов К. обвинялся во множестве ересей, при этом обвинения подкреплялись доносами свидетелей, будто бы лично слышавших проповедь К. соответствующих еретических и антихрист. положений. Напр., в относящихся к неапольскому процессу (1600) протоколах допросов свидетелей по делу К. утверждается, что К. не верит в божественность Христа; отрицает догматическое учение о Св. Троице; считает христианство изобретением человека, а таинство Евхаристии - суеверием; намеревается написать новый «закон», к-рый будет лучше, чем христианский; полагает, что Бог - это природа, не верит ни в демонов, ни в бессмертие души, ни в рай, ни в ад (см.: Amabile. 1882. Vol. 3. Р. 421-446). Тем не менее К. не признавал справедливость большинства обвинений против него, а из его сохранившихся сочинений можно сделать вывод не о радикальном отрицании им христианства, но лишь о нек-рых неортодоксальных идеях, о попытках видоизменить и оригинально истолковать положения христ. догматики.

В связи с этим наиболее обоснованной представляется позиция Р. Америо, к-рый признает, что в ранний период К. действительно высказывал еретические и даже антирелиг. мнения (кульминацией этого периода является написание «Города Солнца»), однако впоследствии он вернулся к католической ортодоксии и к признанию христианства единственно истинной и абсолютной религией (см.: Amerio. 1947. С. 15, 217-218, 221-225). Сходную оценку давал и А. Х. Горфункель, отмечая при этом, что, хотя К. вполне искренне считал себя католиком, теоретические взгляды философа были не во всем приемлемы для католической ортодоксии, поскольку К. стремился к созданию новой теологии, преобразованной в соответствии с изменениями в естественных науках (ср.: Горфункель. 2010. С. 91-92).

К. считал, что основные истины христ. религии могут быть доказаны и защищены от нападок атеистов с помощью рациональных доводов. Попытку рациональной защиты христианства он предпринял в трактате «Побежденный атеизм». В начале трактата К. идентифицирует себя с «человеческим разумом» (intellectus humanus), задачей к-рого является обозреть все существующие формы религ. культа и все аргументы, выдвигавшиеся когда-либо против религии сторонниками атеизма (см.: Campanella. L'ateismo trionfato. 2004. P. 14-19; ср.: Ernst. Tommaso Campanella (1568-1639): The Revolution... 2010. P. 138-139). Последних К. также называет макиавеллистами по имени Н. Макиавелли (1469-1527), защищавшего в своих сочинениях религ. индифферентность и моральный релятивизм. К. был убежден, что естественного разума достаточно для богопознания и что верно следующий своему разуму человек способен самостоятельно достичь той истины, которая содержится в религиозном откровении христианства (см.: Ernst. Tommaso Campanella (1568-1639): The Revolution... 2010. P. 140). Рассуждения К. о роли естественного разума в богопознании во многом предвосхищают последующие концепции приверженцев деизма и сторонников учения о естественной религии, однако в отличие от них К. считал, что истинной религией является не абстрактная вера в Бога, а историческое христианство. К. выделял 6 признаков истинности религии: 1) чудеса; 2) исполнившиеся предсказания пророков; 3) способность верующих пророчествовать; 4) готовность верующих претерпеть гонения и мучения за веру; 5) подтверждение веры праведным образом жизни; 6) существование религии в течение длительного времени (см.: Campanella. L'ateismo trionfato. 2004. P. 186-187). По убеждению К., все вместе эти признаки могут быть найдены только у христианства, поэтому оно единственная истинная религия. При этом религия для К. есть не столько набор определенных вероучительных истин, сколько жизнь сообразно вере: «Религия есть наипервейшее правило нашей жизни» (arte principale del viver nostro - Ibid. P. 166), поэтому она также есть высшая «мудрость» (sapienza) человека (Ibid. P. 73).

Религ. образ жизни К. рассматривал как основание христ. политического устройства общества, лишь при наличии к-рого возможна счастливая жизнь всех людей в единстве и единомыслии. Как и в случае религии, божественный закон и естественный закон совпадают, поскольку природа является не отчужденной от Бога, но динамично соединенной с Ним и зависящей от Него в своем существовании (см.: Ernst. Tommaso Campanella (1568-1639): The Revolution... 2010. P. 155-156). К. пытался создать политическую теорию, в к-рой личная мораль и публичная политика были бы неразрывно связаны. По его убеждению, высшим законом является закон Божественной любви, от к-рого происходят все человеческие законы. В качестве носителя и гаранта этого закона выступает Сам Господь Иисус Христос, «Который, управляя всеми вещами, есть разум или мудрость» (Ibid. P. 100). Поэтому жить согласно закону разума, по мнению К., означает жить сообразно той любви к Богу и ближнему, к-рая заповедана Христом. Опираясь на эту концепцию христ. милосердия и любви как высшего общественного закона, К. защищал идею равномерного распределения имущества, привилегий и обязанностей между всеми членами общества, поскольку, как правило, люди враждуют из-за несправедливого распределения благ. По мысли К., если такая общность и такое равенство будут достигнуты, «весь мир станет Церковью, [настанут] мир и победа святых» (Campanella. L'ateismo trionfato. 2004. P. 112).

То, что К. был убежденным сторонником католич. веры, подтверждает его последовательная и непримиримая полемика с протестантизмом, начатая в ранних публикациях и продолжавшаяся до конца его жизни. К. лично убедил неск. протестантов в Неаполе, Риме и Париже стать католиками. Критика протестантизма присутствует в трактате «Город Солнца», где К. с этой целью применял астрологию и писал: «...в Германию, Францию, Англию и во всю почти Северную Европу проникает из-за господствующих там Марса, Венеры и Луны зловещая ересь, спутница похоти... и искоренительница свободной человеческой воли. Испания же и Италия благодаря их знакам Стрельца и Льва твердо сохранились в истинном христианском законе во всей его чистоте» (Кампанелла. Город Солнца. 1947. С. 113). К. выступал за обращение в католицизм всех народов. Он разработал план создания под властью папы всемирной теократической монархии, в случае успешного осуществления к-рого, по его мнению, мог бы реализоваться идеал всеобщего религ. единства.

Соч.: Universalis philosophiae, seu metaphysicarum rerum, iuxta propria dogmata, partes tres. Parisiis, 1638 [= Metaphysica]; Lettere / Ed. V. Spampanato. Bari, 1927; Epilogo magno / Ed. C. Ottaviano. R., 1939; La città del Sole: Testo italiano e testo latino. Torino, 1941 (рус. пер.: Город Солнца / Пер. с лат.: Ф. А. Петровский. М.; Л., 1947); Opera latina Francofurti impressa annis 1617-1630 / Ed. L. Firpo. Torino, 1975. 2 vol.; Articuli prophetales / Ed. G. Ernst. Firenze, 1977; Philosophia sensibus demonstrata / Ed. L. De Franco. Napoli, 1992; Monarchie d'Espagne. Monarchie de France / Ed. G. Ernst. P., 1997; Le poesie / Ed. F. Giancotti. Torino, 1998; Apologia pro Galileo / Ed. M.-P. Lerner. P., 2001; Opuscoli astrologici / Ed. G. Ernst. Mil., 2003; L'ateismo trionfato / Ed. G. Ernst. Pisa, 2004; Del senso delle cose e della magia / Ed. G. Ernst. Bari; R., 2007; рус. пер. отрывков из сочинений: Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 180-192; О прекрасном. О превосходстве человека над животными и о божественности его души // Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1. С. 413-427; Поэтика // Там же. Т. 2. С. 171-215.
Лит.: Amabile L. Fra Tommaso Campanella: La sua congiura, i suoi processi e la sua pazzia. Napoli, 1882. Vol. 1-3; idem. Fra Tommaso Campanella ne'castelli di Napoli, in Roma, ed in Parigi. Napoli, 1887. Vol. 1-2; Firpo L. Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella. Torino, 1940; Amerio R. Campanella. Brescia, 1947; idem. II sistema teologico di Tommaso Campanella. Mil.; Napoli, 1972; Di Napoli G. Tommaso Campanella, filosofo della restaurazione cattolica. Padova, 1947; Bonansea В. The Theory of Knowledge of Tommaso Campanella: Exposition and Critique. Wash., 1954; idem. Thommaso Campanella: Renaissance Pioneer of Modern Thought. Wash, 1969; Рутенбург В. И. Кампанелла. М., 1956; Corsano A. Tommaso Campanella. Bari, 1961; Badaloni N. Tommaso Campanella. Mil., 1965; Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1966 3; он же. «Город Солнца»: Утопия и наука. М., 1978; Горфункель А. X. Томмазо Кампанелла. М., 1969, 2010р; Femiano S. Studi sul pensiero di Tommaso Campanella. Bari, 1973; Bock G. Thomas Campanella: Politisches Interesse und philosophische Spekulation. Tüb., 1974; Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978, 1998; Formichetti G. Tommaso Campanella: Eretico e mago alla corte dei papi. Casale Monferrato, 1999; Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000; Ponzio P. Tommaso Campanella: Filosofia della natura e teoria della scienza. Bari, 2001; Tuscano P. Del parlare onesto: Scienza, profezia e magia nella scrittura di Tommaso Campanella. Napoli, 2001; Sola E. La conjura de Campanela. Madrid, 2007; Lacone I. La morale sociale nel libro X della Theologia di Tommaso Campanella. Vat., 2008; Ernst G. Tommaso Campanella: The Book and the Body of Nature. Dordrecht, 2010; eadem. Tommaso Campanella (1568-1639): The Revolution of Knowledge from the Prison // Philosophers of the Renaissance / Ed. P. R. Blum. Wash., 2010. P. 256-274.
Г. В. Хлебников
Ключевые слова:
Богословы католические Философы итальянские Кампанелла Томмазо (1568-1639), итальянский католический теолог, философ, ученый, поэт, общественный деятель
См.также:
ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ (ок. 1300 - 1358), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина
КОНТАРИНИ Гаспаро (1483-1542), итал. католич. богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535)
АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик
АДЕЛАРД БАТСКИЙ (oк.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения
АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.)
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (1125 или 1130 – 1203), западноевр. средневек. поэт и богослов, цистерцианец