[древнесканд. Ymir - двойное, двуполое существо], Аургельмир, в германо-скандинавской мифологии первый великан, из тела которого был сотворен мир. Упоминается в неск. песнях «Старшей Эдды» (космогонический миф содержится в «Речах Вафтруднира» (21, 28)), в «Младшей Эдде» («Видение Гюльви» 4-7). И. возникает из столкновения изначальных стихий в мировой бездне Гиннунгагап - это были ручьи, вытекавшие из холодной преисподней севера (Нифльхейм), и искры юж. огненного мира (Муспелльсхейм), к-рые растопили ядовитый иней преисподней, превратившийся в великана (ётуна) И. и корову Аудумлу. Первозданная корова выкормила И. молоком, из соленых камней она вылизала Бури, предка богов (Бури стал отцом Бора). Сам И. породил мальчика и девочку из подмышек. Ноги его породили сына Трудгельмира - 6-голового предка инеистых великанов.
Боги Один и его братья Веле и Ве (сыны Бора) в центре Гиннунгагап убили и расчленили И.: его плоть стала землей, кровь - морем, в котором утонули великаны, кости - горами, череп - небом, волосы - лесом, мозг - тучами; из ресниц И. боги построили стены своей крепости Мидгард («Речи Гримнира» 40).
Рождение существ из способного к самооплодотворению андрогина - характерный архаический миф. В германской континентальной традиции андрогином считается Туисто - первопредок 3 народов: ингвеонов, истевонов и гермионов. В индоевроп. традиции родственными И. первосуществами были древнеинд. Яма и авест. Йима. Мифы о творении мира из расчлененного тела гигантского первосущества известны в древнеинд. (Пуруша), ближневост. (Тиамат) и др. традициях - вплоть до русской (духовные стихи «Голубиной книги»).