[Косиница; греч. Εἰκοσιφοίνισσα, Κοσίνιτζα, Κόσνιτζα, τῆς Κοσινίτζης, τῆς Κοσινίσης], мон-рь жен., действующий, принадлежит Драмской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 33 км от Кавалы и в 35 км от Драмы, в одном из сев. ущелий горного массива Пангей (Пангео). Над мон-рем возвышается гора, на склоне к-рой, обращенном к Драме и Филиппам, в местности Вигла находятся руины древних стен - по преданию, остатки первоначального мон-ря или храма, построенного в 454 г. митр. Филиппийским Созонтом. Наиболее вероятно, что в визант. период здесь находилась крепость, контролировавшая Эгнатиеву дорогу. Не исключено также, что прежде на этом месте находился языческий храм, материалы к-рого использовались при строительстве собора И.
Мон-рь был основан во 2-й пол. IХ в. (согласно местному преданию - в 518, что неверно) прп. Германом из Иоанна Предтечи мон-ря на Иордане. Святому явился ангел и велел идти в Македонию для основания новой обители. Первоначально этот мон-рь именовался Ахиропиитос, т. к. был посвящен нерукотворной иконе Божией Матери. Прп. Герман, желая иметь образ Божией Матери, отдал мастеру для шлифовки доску, предназначавшуюся для написания иконы. Однако без всякой причины доска треснула. Преподобный отправился на поиск др. доски. Когда он пришел на место к северо-востоку от И., где в наст. время находится построенная в 1570 г. часовня, называемая Стасидий Пресв. Богородицы, ему явилась Божия Матерь с Богомладенцем и пообещала, что монастырь станет обладателем чудотворной иконы. На треснувшей доске, находившейся в мастерской, в этот момент запечатлелся Ее образ. Все присутствующие ужаснулись, потому что от иконы как бы исходило пламя.
Вторым ктитором мон-ря стал свт. Дионисий I, патриарх К-польский, к-рый после своего 1-го патриаршества (1467 - кон. 1471 или нач. 1472) удалился в И. В 1488-1490 гг. он снова занимал патриаршую кафедру; вторично отрекшись от престола, он вернулся в мон-рь, где оставался до конца жизни и где теперь хранятся его мощи (часть мощей в 1881 была передана в афонский скит ап. Андрея, др. частица в 1955 - в Димицану).
Относительно происхождения названия мон-ря существуют различные мнения. Первую часть топонима возводят к εἴκοσι (двадцать), или οἶκος (дом), или εἰκών (икона, дат. падеж - εἰκόσι), вторую - к φοῖνιξ (имеющему 3 значения - финикиец, финиковая пальма, багрянец) или к φοίνισσα (финикийка или багряная). Предлагаемые варианты толкований: «20 финикийцев» или «дом финикийца/финикийки» (по преданию, финикиец Кадм первым открыл рудники в горном массиве Пангей), «20 фиников» (учитывая палестинское происхождение прп. Германа), «багряная икона» (очевидцы чуда видели огненный образ).
Кроме того, существует предание, зафиксированное Кесарием Дапонте (1714-1784), к-рое связывает название И. с черным дроздом (κόσσυφος), посланным Пресв. Богородицей, чтобы указать прп. Герману источник воды. С этим источником, получившим впоследствии название Агиасма Панагии, связано множество исцелений, а также случай с паломницей, уронившей туда младенца, который пробыл под водой 20 минут и остался невредим.
Слав. название мон-ря Косиница возводят или к болг. лексеме «косница» - (корзина), или к различным вариантам средневек. слав. названия горного массива Пангей (совр. болг. Кушница). Наиболее вероятно, что этот топоним представляет собой искажение греческого названия И.
Кафоликон (соборный храм), освященный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, построен в 1837-1842 гг. на фундаменте кафоликона Х в., остатки к-рого видны в алтарной части. Новый кафоликон представляет собой крестово-купольный храм афонского типа (2 больших и 2 малых купола к-рого расположены крестообразно) с П-образными нартексом и экзонартексом. На катехуменах устроены приделы во имя свт. Дионисия, патриарха К-польского, 2-го ктитора И., и в честь Воздвижения Креста Господня. Росписи храма выполнены в 1858-1865 гг. молдавским мастером Матфеем и его помощниками - Николаем из Фессалоники и мон. Ананией из мон-ря Ватопед. Деревянный резной иконостас кафоликона, где находится чудотворная икона Божией Матери, сохранившаяся в пожарах благодаря металлическому окладу, изготовлен в 1781-1802/03 гг. хиосскими мастерами. К югу от кафоликона находится мраморный фонтан, сооруженный в 1770 г.
Монастырский комплекс, состоящий из 2 частей - внешней и внутренней, соединенных т. н. Средними воротами, включает более 100 келий. Во внешнем дворе находятся помещения для паломников (ранее там располагались конюшни), во внутреннем дворе - кафоликон, резиденция игумена (1946), кельи, колокольня (1838), парекклисион вмц. Варвары (1622, 1922) с Агиасмой Панагии, библиотека, музей, архондарик, мастерские, трапезная, пекарня. К северу от монастыря расположены кладбище и небольшая ц. св. Бессребреников Космы и Дамиана. К западу от кладбища - развалины богадельни, перед монастырем - сад. На расстоянии 3 часов езды от И. возвышается скала Аскетов, где в древности жили подвижники. По преданию, находящийся там камень молочного цвета исцеляет от бесплодия и дает молоко кормящим матерям.
Древнейшие из патриарших сигиллиев, хранящихся в наст. время в И., датируются 1474 и 1488 гг. Сигиллий 1474 г. был выдан И. К-польским патриархом Симеоном I Трапезундским на основе находившихся тогда в монастыре императорских хрисовулов (удержанных впосл. Ватопедом) и подтверждал ставропигиальный статус И. и принадлежавших ей подворий. Сигиллий 1488 г. подтверждал права монастыря на владение обителями вмч. Георгия близ Вранокастрона и Пресв. Богородицы в Илиукалисе близ Серр, подворьями в Кормисте, Никисиани и др. Подворья И. были разбросаны в Сев. Греции - от Суфлиона во Фракии до п-ова Халкидики (в т. ч. на о-ве Тасос).
В 1507 г. деятельность насельников И., препятствовавших исламизации местного населения, вызвала гнев местного тур. правителя, и он разорил мон-рь вмч. Георгия близ Вранокастрона, а затем и И. Монахи, узнав о приближении турок, успели спрятать чудотворную икону Божией Матери и богослужебные книги. Несмотря на то что они вышли навстречу войску с дарами, турки вырезали всех насельников монастыря - 172 чел. (145 монахов, 24 иеромонаха и 3 иеродиакона). Монастырь пребывал в запустении 3 года (по др. источникам - 13 лет). Затем К-польская Патриархия добилась разрешения начать восстановление мон-ря и направила в И. 10 иноков из мон-ря Ватопед; через 10 лет, когда число насельников И. достигло 50 чел., они вернулись на Афон. Для сохранности они увезли с собой архив И. (в т. ч. императорские хрисовулы).
В 1573 г. И. посетил К-польский патриарх Митрофан III и отметил общежительный устав обители.
4 февр. 1630 г. в Москву прибыло за милостыней «Македонские земли города Драма Введенского Кусинского (!) монастыря» посольство во главе с архим. Симеоном (Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам моск. архива коллегии иностр. дел. М., 2001. С. 59). Оно привезло грамоту дикея иером. Вениамина и монастырской братии с описанием реликвий обители (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 69 (Греческо-русские связи сер. XVI - нач. XVIII в.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст. / Сост.: Б. Л. Фонкич. М., 1991. С. 19, № 18)).
В 1632 г. Феоклит, проигумен И., находившийся по делам мон-ря в Париже, направил письмо герцогу Савойскому с просьбой освободить от турок его родину - Кипр. Известно, что в том году в И. было 150 насельников. В 1655 г. во время эпидемии чумы в И. за неделю умерли 20 иноков.
Игум. Софроний (1770-1803) заново отстроил сев. часть мон-ря, украсил монастырский двор фонтаном, заказал иконостас, купил церковную утварь и оковал серебром честную главу свт. Дионисия.
Сщмч. Григорий V, патриарх К-польский, оставив престол после своего 1-го патриаршества, 9 месяцев провел в И. Он подарил мон-рю свои дикирий и трикирий.
Игум. Константий (1806-1821), искусный врач, снискал расположение Фета-бея, а затем правителя Египта Мехмеда Али. Благодаря заступничеству Фета-бея в годы национально-освободительной революции (1821-1829) И. избежала разгрома. Игум. Константий построил просторную внешнюю часть мон-ря с 40 большими комнатами, ц. Живоносного Источника, со складами и с др. хозяйственными помещениями, отремонтировал резиденцию игумена, расширил внутреннюю сев. часть мон-ря, благоустроил монастырский двор.
Обитель играла значительную роль в национально-освободительной борьбе. Когда в 1821 г. было провозглашено восстание, здесь находился штаб арматола Н. Циараса (Цараса). В И. принесли присягу воины Э. Папаса (1821). В И. действовала «Тайная школа», а затем «Греческая школа общественного просвещения», перенесенная в 1843 г. в Алистрати и названная Центральной школой, вместо к-рой в мон-ре в 1844 г. было открыто училище для послушников.
В 1854 г. пожар уничтожил зап. и частично сев. крыло монастырского комплекса, где находились лучшие постройки. В 1865 г. патриарший сигиллий отменил ставропигиальный статус мон-ря, подчинив его митрополиту Драмы. Во время русско-турецкой (1877-1878) и греко-турецкой войн (1897), событий «борьбы за Македонию» (1904-1908) и балканских войн И. служил убежищем для мирного населения.
К нач. ХХ в. мон-рь пришел в упадок. Улучшить экономическое состояние И. позволила энергичная деятельность сщмч. Хризостома (Калафатиса), митр. Драмского и впосл. Смирнского, и Хризостома, митр. Филиппийского и Фасосского. Число монашествующих увеличилось до 70 чел. Сохранилось предание, что, когда в 1908 г. разбойники собирались напасть на мон-рь, одного из них схватила за волосы внезапно появившаяся могущественная женщина в черном, и они в страхе отступили от обители. В 1912-1913 гг. была перестроена сев.-вост. часть монастыря, в к-рой было оборудовано помещение для библиотеки.
В 1917 г. И. была разграблена болг. армией, увезшей в Софию на 18 мулах иконы, рукописи, церковную утварь, мощи (главу свт. Дионисия, патриарха К-польского, десницу равноап. Марии Магдалины, частицы мощей ап. Андрея Первозванного, сщмч. Харалампия, великомучеников Феодора Стратилата и Пантелеимона, свт. Модеста и др.), подвесную пелену с образом Пресв. Богородицы и др. реликвии. В мон-ре осталась только икона Божией Матери Икосифиниссы. Сняв золотой оклад, болгары хотели увезти и икону, но она внезапно стала настолько тяжелой, что они были вынуждены ее оставить. В др. раз возглавлявший болг. отряд офицер попытался вынуть чудотворную икону из иконостаса, но был отброшен божественной силой и, ударившись о колонну, тут же скончался. На полу остался отпечаток его сапога и пистолета. 23 июня 1917 г. болгары велели монахам оставить И. и переселиться в Драму. До окт. 1918 г. монастырь пребывал в запустении.
В 1941 г. игумен И. Григорий (Кацивакис) был отправлен болгарами в ссылку, где пребывал 6 месяцев. Нек-рые монахи были убиты. 12 июля 1943 г. мон-рь был сожжен. Чудотворная икона Божией Матери была спрятана жителями Никисиани, где также поселились игум. Григорий с 12 монахами. После освобождения от болг. оккупации (1941-1944) началось постепенное возрождение И.: в 1946 г. была возвращена чудотворная икона Божией Матери и построена резиденция игумена; в 1957 г. на средства 10 окрестных деревень была сооружена гостиница для своих паломников. Основные восстановительные работы были осуществлены в 1965-1970 гг. при содействии Дионисия, митр. Драмского.
В 1971 г. была построена новая гостиница. В 1972 г. И. был преобразован в жен. общежительный мон-рь.
Библиотека мон-ря, позволяющая судить о расцвете И. в визант. период, насчитывала 1300 книг, в т. ч. 430 рукописей. В 1881 г. 2 пергаменных Евангелия IX в. были переданы в ватопедский Андрея апостола скит. Греч. рукописи И. происходили из разных регионов Визант. империи - К-поля (мон-ри Студийский и Одигон), М. Азии, Юж. Италии, Эпира. В 1886 г. А. Пападопуло-Керамевсом был опубл. перечень рукописей И. В 1902 г. Хризостом (Хадзи-Ставру), митр. Филиппийский и Фасосский, составил полный каталог монастырской б-ки. В числе наиболее примечательных рукописей И., хранящихся в наст. время в Центре славяно-визант. исследований им. И. Дуйчева, Евангелие-апракос, кон. IX в. (Дуйчев. Греч. № 272 (Kosin. 115)), Гомилия на псалом 114 и Шестоднев свт. Василия Великого, 30-е гг. Х в. и нач. XI в. (Дуйчев. Греч. № 221 (Kosin. 10)), Евангелие-тетр, сер. Х в. (Дуйчев. Греч. № 338 (Kosin. 217)), отрывок Ареопагитик, кон. X - нач. XI в. (Дуйчев. Греч. № 105 (Kosin. 74)), Минологий на сентябрь, кон. Х - нач. XI в. и XIII-XIV вв. (Дуйчев. Греч. № 207 (Kosin. 42)), 16 Слов свт. Григория Богослова, кон. Х - нач. XI в. (Дуйчев. Греч. № 205 (возможно, Kosin. 12)), Панегирик и «Повесть о Варлааме и Иоасафе», 1-я пол. XI в. (Дуйчев. Греч. № 60 (Kosin. 60)), Евангелие-апракос из скриптория Студийского мон-ря, 2-я пол. XI в. (Дуйчев. Греч. № 157 (Kosin. 9)), Евангелие-апракос, XI в. (Дуйчев. Греч. № 228 (Kosin. 122)), Евангелие-апракос, XI-XII вв. (Дуйчев. Греч. № 204 (Kosin. 45)), Евангелие-тетр и Апостол, 1125 г. (Дуйчев. Греч. № 358 (Kosin. 216)), Минологий на 2-ю пол. декабря, 1-я пол. XII в. (Дуйчев. Греч. № 90 (Kosin. 4)), Апостол-апракос, XII в. (Дуйчев. Греч. № 369 (Kosin. 53)), 2-я часть этого кодекса, содержащая Послание к Иудеям и Апокалипсис, хранится в б-ке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке, Евангелие-апракос, XII и XIV вв. (Дуйчев. Греч. № 150 (Kosin. 118)), Минея служебная на декабрь, сер. XIII в. (Дуйчев. Греч. № 340 (Kosin. 5)), Евангелие-тетр, 1285 г. (Дуйчев. Греч. № 339 (Kosin. 219)), Толкования Иоанна Зонары на императорские, патриаршие и соборные решения, XIII в. (Дуйчев. Греч. № 158 (Kosin. 11?)), Евангелие-тетр, кон. XIII - нач. XIV в. (Дуйчев. Греч. № 227 (Kosin. 213?)), Богословские сочинения прп. Павла Евергетидского, нач. XIV в. (Дуйчев. Греч. № 213 (Kosin. 367?)), Евангелие-тетр, 30-40-е гг. XIV в. (Дуйчев. Греч. № 132 (Kosin. 218)), Сборник церковно-юридический («Синопсис малый»), ок. 1340 г. (Дуйчев. Греч. № 253 (Kosin. 265), отрывок РНБ Греч. № 701), Евангелие с толкованиями Феофилакта Охридского, 1371 г. (Дуйчев. Греч. № 233 (Kosin. 79)), Евангелие-апракос, 1378 г. (Дуйчев. Греч. № 212 (Kosin. без №)), Сб. богословских и агиографических сочинений с лицевым «Физиологом» конволют, XIV и XVI вв. (Дуйчев. Греч. № 297 (Kosin. 244)), «Математарион» (певческий сборник с невмами), 1438 г. (Дуйчев. Греч. № 201 (Kosin. 347)), «Шестокнижие» Константина Арменопула, 2-я четв. XV в. (Дуйчев. Греч. № 156 (Kosin. 56)), Синтагма Матфея Властаря и Новеллы имп. Юстиниана I, 1686 г. (Дуйчев. Греч. № 211 (Kosin. 1)) и др. (Писмените традиции на Балканите, IX-XIX вв.: Гръцки, славянски и ориенталски ръкописи от сбирката на ЦСВП при СУ «Св. Климент Охридски»: Кат. София, 2006. С. 19-22, 27, 29, 31, 35-38, 40, 42-44, 48-58, 62). «Лествица» 1366 г., переписанная иеродидаскалом Иоасафом, фигурирует без указания шифра в каталоге - Славянски, гръцки и ориенталски ръкописи от сбирката на ЦСВП: Кат. за изложба / Съст.: А. Джурова и др. София, 1988. С. 22-23, № 81.
В наст. время в мон-ре проживает 23 монахини; игумения - Алексия (Δίπτυχα. 2009. Σ. 455). Сестры занимаются золотым шитьем и иконописанием.