[евр. , ], 1) народ, происходящий от Измаила, сына Авраама от Агари, и традиционно отождествляемый с арабами; 2) в средневек. христ. традиции также наименование мусульман (синонимы - агаряне, сарацины). В ВЗ термин «И.» встречается в 5 контекстах. О происхождении И. от Измаила в Библии не говорится, однако на это однозначно указывает форма слова. В 2 самых ранних упоминаниях - в истории продажи прав. Иосифа братьями (Быт 37. 25, 27-28; 39. 1 - ср.: Быт 37. 36) и в рассказе о победе Гедеона (Суд 8. 24) - одно и то же племя названо И. и мадианитяне (потомки др. сына Авраама, Мадиана), что, возможно, свидетельствует о неустойчивости ранней генеалогии. В Пс 82. 7 И. упоминаются в ряду народов, враждебных Израилю. Наконец, И. названы военачальник Иефер (1 Пар 2. 17; ср.: 2 Цар 17. 25) и находившийся на службе у царя Давида Овил, надсмотрщик за верблюдами (1 Пар 27. 30). Последнее упоминание указывает на занятие И. скотоводством и на ведение кочевого образа жизни, что вполне согласуется с характеристикой потомков Измаила (Быт 25. 16).
Перечень «сынов Измаила» ( ), приводимый в Быт 25. 12-16, включает имена, соответствующие названиям различных племен, упоминаемых как в ВЗ, так и в ассирийской, арамейской и североаравийской эпиграфике VIII-VII вв. до Р. Х. Отождествление И. как с 12 коленами Измаила, так и с арабами присутствует у Иосифа Флавия, по свидетельству которого они занимали территорию от р. Евфрат до Красного м. и называли ее Набатеей (Ios. Flav. Antiq. I 12. 4; II 3. 3; 9. 3). Большинство совр. ученых, напр. Э. А. Кнауф и Ш. Д. Гойтейн, придерживаются этой традиц. т. зр., признавая И. племенной общностью, существовавшей в VIII-VII вв. до Р. Х. на территории Сев. Аравии. Однако есть и противоположное мнение И. Эфаля, считающего И. южнопалестинским племенем, не засвидетельствованным позднее рубежа II и I тыс. до Р. Х.
Представление об общем происхождении евреев и арабов от Авраама через его сыновей Исаака и Измаила, не зафиксированное ни в Библии, ни в Коране, было признано обеими традициями. В ряде древних евр. источников арабы упомянуты как «кузены» ( от - дядя) израильтян по созвучию с названием арабского племени деданян ( ), о к-ром написано у прор. Исаии (Ис 21. 13) (Гойтейн. С. 26).
В христ. лит-ре, напр. у свт. Епифания Кипрского (ок. 315-403), термин «И.» первоначально обозначал племена, происшедшие от Измаила и соблюдавшие обряд обрезания, и употреблялся наряду с названиями «агаряне» и «сарацины» (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. Praef. 8; 30. 33). С появлением ислама термин приобрел религ. окраску. Уже прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.) в трактате «О ста ересях» относит все 3 наименования к мусульманам (Ioan. Damasc. De haer. 100). Этот перенос значения вполне соответствовал восприятию мусульман, считавших истинное единобожие, т. е. ислам, «верой Исмаила» (ал-Калби, Хишам ибн Мухаммад. Книга об идолах (Китаб ал-аснам) / Пер. с араб.: Вл. В. Полосин. М., 1984. С. 14-18). Впосл. в этом значении наибольшее распространение получил термин «агаряне» как в визант., так и в древнерусской письменности.