древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения. Известны 3 основные разновидности сборника: З. постный, содержащий статьи на дни, приготовительные к Великому посту, и на дни Великого поста; З. пятидесятный, включающий постный З., к-рый продолжен статьями на воскресные и нек-рые будние дни от Антипасхи до Недели всех святых; З. годовой, содержащий статьи на весь год начиная с Недели о мытаре и фарисее. Название сборник получил, вероятно, потому, что большинство Слов, вошедших в его состав, надписывалось именем свт. Иоанна Златоуста. Заглавие сборника встречается в списках не ранее XVI в., напр.: «Книга, глаголемая Златоуст, в настоящей сей книзе от мытаря и от фарисея, в пост в Великий по все дни чтение да неделе в весь год» (БАН. 32.5.5), «Книга, глаголемая учителной Златоуст» (ГИМ. Увар. № 316(111)). В З. ряд статей идентичен статьям в др. сборниках: в триодном Торжественнике, в кн. «Рай», в Соборнике, в «Златоструе», в «Измарагде», в «Матице златой» (см.: Истрин В. М. Замечания о составе Толковой Палеи // ИОРЯС. 1898. Т. 3. Кн. 2. С. 491-511) и в «Златой цепи» (см.: Петухов Е. В. Материалы и заметки из истории древней рус. письменности: К вопросу о «Златых цепях». К., 1894). Первоначально тексты З., по-видимому, читались за богослужением, со временем сборник перешел в домашний обиход и стал одной из самых читаемых книг в XVI-XVIII вв. В Стоглаве З. упоминается среди «божественных», «святых душеполезных книг», к-рые следует читать «на поучение, и на просвещение, и на истинное покаяние, и на добрыа дела всем православным християном в душевную ползу» (Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 268). Известно большое количество списков З. 2-й пол. XV-XVIII в.: в картотеке, хранящейся в ОР ГИМ, названо 173 сборника XV-XVIII вв., в БАН (согласно картотеке Н. К. Никольского) числятся 7 списков З. рубежа XV и XVI вв. и 131 сборник XVI-XVII вв.
Тематика большинства статей З. постного и З. пятидесятного связана с богослужебными евангельскими чтениями от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых. Др. группа сочинений в составе З. годового посвящена вопросам христ. этики, напр. поучения: «как лепо христианину жити», «о почитании книжном», «о смирении», «о зависти», «о пьянстве», «о чистоте душевной» (против грабительства, душегубства), «о пользе душевной». Ряд Слов направлен против пережитков язычества: «о лечащихся от болезней волхвованием», «о христианском житии» (осуждение «глумления», «плясания», «срамословия», «сатанинских песен» и т. п.). Содержатся в З. статьи о поведении в храме, сказания о мироустройстве: «о твари небесной», «о небесных силах, и чего ради создан человек на земли», сведения о Вселенских Соборах и т. д. Эти сочинения встречаются среди статей на евангельские темы, но в основном они составляют 2-ю ч. З. годового - от Пятидесятницы до приготовительных недель к Великому посту. По свидетельству А. С. Архангельского (Архангельский. 1888. С. 213-214), многие из данных текстов являются поздними добавлениями к прототипу и были извлечены из древнерус. сб. «Измарагд». Слова З. просты, обычно лишены риторической украшенности, невелики по объему: задача назидания определяет манеру изложения.
Несмотря на то что в З. вошли Слова и поучения визант. и болг. авторов, исследователи единодушны во мнении, что З. в традиц. форме был составлен на Руси (Горский. 1858. С. 35-36, 44; Петухов. 1886. С. XI; Архангельский. 1888. С. 213-214). Относительно происхождения прототипа сборника и времени его окончательного оформления единого мнения нет. А. И. Соболевский связывал появление З. и др. четьих сборников постоянного состава с заменой в рус. богослужении Студийского устава Иерусалимским, начавшейся в кон. XIV в. (Соболевский А. И. Южнослав. влияние на рус. письменность в XIV-XV вв. СПб., 1894. С. LIV). А. С. Орлов, опираясь на работы прот. А. В. Горского и Е. В. Петухова, предлагал считать лит. ядром, из к-рого образовался З., собрание южнослав. дидактических Слов на время с Недели о мытаре и фарисее до 5-й недели поста включительно. Шесть редакций З., к-рые выделял Орлов, отражают, по мнению ученого, процесс постепенного складывания сборника в XIV-XVII вв. Т. В. Черторицкая высказала мысль, что З. формировался в кон. XV - нач. XVI в. на основе триодного четьего сборника (примером такого сборника может служить ркп. РГБ. Троиц. № 9) за счет увеличения числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими торжественных гомилий, расширения календаря сборника до конца литургического года (Черторицкая Т. В. Торжественник - памятник рус. лит-ры XIV-XVI вв.: Лит. история сб.: АКД. М., 1979. С. 22-23). В основе общего прототипа З. и триодных Торжественников, как доказала Черторицкая, лежит группа переводных визант. эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными слав. сочинениями - Словами свт. Климента Охридского, свт. Серапиона Владимирского, др. слав. авторов.
Основной состав статей каждой из разновидностей З. достаточно устойчив, большинство Слов на великопостные и приготовительные к Великому посту дни одинаково в З. всех разновидностей. Однако почти в каждом списке памятника можно встретить отклонения от общего типа, выражающиеся чаще в добавлении новых текстов, реже - в пропуске статей. Самыми малочисленными являются списки З. постного. Обычно сборники этого вида содержат ок. 65 Слов: на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботу и воскресенье мясопустной седмицы, на среду, пятницу, субботу и воскресенье сыропустной седмицы, на все дни Великого поста, причем в некоторые дни (в четверг 1-й седмицы, во вторник 2-й седмицы, в понедельник и вторник 3-й седмицы, в четверг и субботу 4-й седмицы, во вторник 5-й седмицы, в четверг 6-й седмицы) читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 16.18.5; ГИМ. Увар. № 43/317 и 595/313; РНБ. Тит. № 762).
З. пятидесятный в основном соответствует З. постному, в добавление к последнему содержит Слова на Пасху, на Антипасху, на Неделю 2-ю после Пасхи, на Неделю 3-ю, на среду и воскресенье 4-й седмицы после Пасхи, на Недели 5-ю и 6-ю (иногда и на четверг 6-й седмицы), на субботу и воскресенье 7-й седмицы, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы и на Неделю всех святых (см., напр.: РГБ. Троиц. № 142; РНБ. Тит. № 752 и 755; ГИМ. Увар. № 158/314 и 782/315).
Наиболее распространены списки З. годового. Он встречается в 2 основных разновидностях: краткой и пространной. З. годовой краткого вида содержит Слова на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботы и воскресенья мясопустной и сыропустной седмиц, на субботу и воскресенье 1-й седмицы поста, на воскресные дни 2-й и 3-й седмиц, на среду и воскресенье 4-й седмицы, на субботу и воскресенье 6-й седмицы, на четверг и субботу Страстной седмицы, на Пасху, на воскресные и нек-рые будние дни 2-7-й послепасхальных седмиц, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы, на Неделю всех святых и на все последующие воскресные дни до приготовительных седмиц к Великому посту, причем в воскресенья 7, 8 и 10-й седмиц читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 33.13.15 и 16.18.1; РГБ. Больш. № 215). З. годовой пространного вида содержит Слова не только на воскресные, но и на будние дни поста, совпадая в этой части с З. постным и З. пятидесятным. В статьях после Недели всех святых краткий и пространный виды идентичны (см., напр.: РГБ. Больш. № 215; ГИМ. Увар. № 111/316; РНБ. Тит. № 751 и 753). Ряд Слов, читающихся в пространном виде З. годового после Недели всех святых, повторяют Слова, читающиеся в будние дни поста: так, Слова на субботу мясопустной седмицы, на вторник-пятницу 1-й седмицы поста, на субботу 2-й седмицы поста, на среду и четверг 3-й седмицы поста повторены соответственно в 14, 5, 6, 8, 3 (в составе Слова о богатом и Лазаре), 18, 11, 9 и 12-е воскресенья после Недели всех святых.
В некоторых списках З. годового имеются Слова на 34-44-е воскресенья после Недели всех святых, что фактически выходит за рамки годичного круга (см., напр., списки БАН. 33.10.1; 33.12.5 и др.). Редкая разновидность З. годового представлена списком ГИМ. Син. № 231 (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 83-111). Этот список часто привлекался исследователями и служил основанием для суждений о составе З. В то же время в нем много индивидуальных, лишь ему принадлежащих статей, только в нем, напр., помещены Слова на все дни Светлой седмицы. В списках З. годового XVI-XVII вв. среди дополнительных статей встречаются произведения свт. Кирилла Туровского: Слово в Неделю цветоносную, Слово в Новую неделю, «О Фомине испытании ребр Господень». В З. особого состава входит ряд др. Слов свт. Кирилла.
З. был популярен у старообрядцев, к-рые неоднократно издавали годовой З. в кон. XVIII - нач. XIX в. («Книга, глаголемая Златоуст, в нейже всяко ухищрение Божественаго Писания истолковано святым великим Иоанном Златоустом и святыми отцы» (Почаев; Клинцы, после 1796), супрасльское издание 1795 г. и ряд виленских (1-е вышло, видимо, в 1798)). Текст в почаевском издании в основном сходен с традиц. З. годовым до Недели всех святых, далее состав печатного З. существенно расходится с рукописным. В Словах на воскресенья 26-34-й седмиц после Недели всех святых почаевское издание сходно с виленскими, но отличается от супрасльского. В последующих изданиях З., выходивших до нач. XX в. включительно, были заменены сравнительно с изданием 1795 г. отдельные Слова. К 1910 г. в Москве было выпущено 9 единоверческих изданий З. По мнению А. В. Вознесенского, наибольшее влияние на старообрядческую и единоверческую традиции печатных З. оказало супрасльское издание. Научная публикация сборника отсутствует.