[древнеевр. древнегреч. ᾿Εβέρ], ветхозаветный праотец, потомок Сима (Быт 10. 24; 11. 14-17; 1 Пар 1. 17-18; 24-25), сын Салы (Быт 11. 14), отец Фалека (Быт 11. 16) и Иоктана (Быт 10. 25; 1 Пар 1. 19), живший, согласно библейскому повествованию, 464 года (Быт 11. 16-17); прямой предок Авраама (Быт 11. 14-26), упоминается в генеалогии Иисуса Христа, приводимой евангелистом Лукой (Лк 3. 35). Библия также сообщает о 4 лицах, носивших это имя: одном из потомков Гада, населявших Васан (1 Пар 5. 13); первом из 3 сыновей Елпаала из колена Вениамина (1 Пар 8. 12); втором из 11 сыновей Шашака из колена Вениамина (1 Пар 8. 22); главе священнического рода Амока, упоминаемом в списке вернувшихся из вавилонского плена в Иерусалим священников и левитов (Неем 12. 20).
Библейская традиция сближала это имя с созвучными ему этнонимом (еврей) и словами, образованными от корня ( - проходить, переходить через что-либо, - край, берег). Библия называет Сима «отцом всех сынов Еверовых» (Быт 10. 21), демонстрируя этим, что потомки Е., а следов. и Авраама, являются потомками Сима. Сам Авраам именуется «евреем» ( - Быт 14. 13), которого Бог «взял... из-за реки» ( - Нав 24. 3). На сходство этих слов опирались и древние экзегеты - как иудейские («Рабби Иехуда говорит, что весь мир на одной стороне ( ), а он [Авраам] - на другой ( ). Рабби Неемия говорит, что он сын Евера. Раббаны говорят, что он из-за реки ( ) и говорит по-еврейски ( )» - Берешит Рабба 42. 13), так и христианские, для к-рых Е. традиционно считался прародителем евр. народа (Hipp. Chron. 172; Idem. Refut. X 30. 4; Theoph. Antioch. Ad Autol. III 24; Euseb. Praep. evang. XI 6. 39-40). Блж. Августин приводит мнение, согласно к-рому евреи первоначально назывались от Евера - «евереями» (лат. heberaei), а потом вслед. выпадения 1 буквы - «евреями» (hebraei) (Aug. De civ. Dei. XVI 3. 2).
В совр. библеистике не существует единого мнения относительно происхождения и первоначального значения имени Е. Наиболее распространена т. зр., что библейское имя собственное Е. первоначально было этнонимом (Skinner. 1930. P. 218-220; Malamat. 1968. P. 166-167; Koch. 1969. S. 39-40, 71-78; Loretz. 1984. P. 183-190). При этом вопросы, является ли библейский термин (евреи) производным от имени Е. и как соотносятся обозначаемые этими словами общности, остаются спорными (см. в ст. Израиль).
С целью реконструкции первоначального значения имени Е. высказывалось предположение, что название этой этнической группы является производным от названия местности ее первоначального расселения, к-рой была, возможно, Сев. Месопотамия, находившаяся, с т. зр. жителей древнего Ханаана и Сирии, «по ту сторону» р. Евфрат (Cazelles. 1973. P. 22). В подтверждение этой теории ссылаются, в частности, на пророчество Валаама: «...горе, кто уцелеет, когда наведет сие Бог! [Придут] корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!» (Числ 24. 23-24), в к-ром слово «Е.» явным образом используется как название народности; на передачу выражения («Аврам Еврей» - Быт 14. 13) в древнегреч. переводе Акилы как Αβραμ περαΐτης, т. е. букв.- «Аврам с того берега» (ср. употребление этого слова у Иосифа Флавия - Ios. Flav. De bell. II 20. 4 - и название области, находящейся, с т. зр. жителей Палестины, «по ту сторону» р. Иордан,- Περαία, Перея); на название территории, лежащей к западу от р. Евфрат,- греч. πέραν τοῦ ποταμοῦ, рус. «за рекою» (1 Езд (LXX - 2 Езд) 4. 10), данное ей жителями Месопотамии; а также на отраженную в ВЗ традицию называть так земли, из к-рых Авраам пришел в Ханаан, т. е. земли вокруг Харрана или всю сев. часть Месопотамии: «...за рекою ( ) жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки ( ) и водил его по всей земле Ханаанской...» (Нав 24. 2-3 - Kraeling. 1941. P. 249-253; Thompson. 1974. P. 305-306). Кроме того, в ходе изучения документов, найденных в г. Эбла, было отмечено сходство библейского имени Е. с именем жившего в III тыс. до Р. Х. царя г. Эбла Эбрума ( ) (Matthiae. 1976. P. 109; Pettinato. 1976. P. 47), однако недостаток данных не позволяет сделать на основе этого сопоставления к.-л. выводы (Archi. 1979. P. 565; Loretz. 1984. P. 190-192).