[франц. Duchesne] Луи Мари Оливье (13.09.1843, Сен-Серван-сюр-Мер, ныне в черте Сен-Мало, Франция - 21.04.1922, Рим), аббат, историк Церкви, литургист и археолог. Д. род. в семье моряка и был младшим из 6 детей. Осиротел в раннем возрасте. Начальное образование получил в семинарии в Сен-Меэн-ле-Гран и в коллеже Сен-Шарль в Сен-Бриё. Затем поступил в семинарию в Сен-Бриё. В 1863 г. Д. был принят на правах вольнослушателя в Римский коллегиум, где изучал 2 года догматическое и нравственное богословие, но в большей степени его внимание привлекали христ. древности Рима. В 1866-1871 гг. преподавал в Сен-Шарле. В 1867 г. рукоположен во пресвитера. В 1871-1872 гг. Д. слушал лекции по философии и греч. древностям в Высшей практической школе (École Pratique des Hautes Études) при Парижском ун-те. В июле 1872 г. получил степень лиценциата словесности. В Париже Д. познакомился с А. Луази, впосл. ученым-новозаветником и сторонником модернизма в католич. Церкви. В июле 1873 г. Д. по поручению Высшей практической школы отправился в Ватиканскую б-ку для изучения рукописей, в конце того же года был приглашен во Французскую школу в Риме (École française de Rome), где до 1876 г. преподавал греч. палеографию и занимался под рук. одного из основателей церковной археологии - Дж. Б. Де Росси, с к-рым на протяжении последующей жизни его связывали дружба и научная деятельность (их переписка изд. в 1995). Д. принимал активное участие в археологических экспедициях в М. Азию (откуда привез более 200 надписей), в Эпир, в Фессалию, на Афон, на о-в Патмос и в Фессалонику.
В 1877 г. Д. защитил докт. диссертацию о Liber Рontificalis, средневек. сборнике житий Римских пап, получив ученую степень д-ра словесности. В 1878 г. занял кафедру церковной истории в Католическом ин-те в Париже, но в 1883 г. ввиду критических взглядов на раннюю историю Церкви во Франции вынужден был оставить ее. До 1895 г. преподавал в ряде высших учебных заведений в Париже.
В 1888 г. избран членом Академии надписей и изящной словесности. В 1895 г. назначен директором Французской школы в Риме (занимал эту должность до конца жизни). С 1895 по 1897 г. принимал участие в работе папской комиссии по изучению действительности англикан. рукоположений. В 1900 г. папа Лев XIII даровал Д. титул апостольского протонотария. В 1903 г. возглавлял папскую историко-литургическую комиссию по ревизии Мартиролога и Бревиария. 26 мая 1910 г. Д. был избран членом Французской академии.
После энциклики папы Пия X «Pascendi Dominici gregis» (8 сент. 1907), направленной против модернистов, труд Д. «История древней Церкви» оказался в центре скандала: несмотря на то что с разрешения Римской курии вышло неск. изданий на франц. языке и переводы на англ. и испан. языки, перевод на итал. язык подвергся критике (основные претензии - использование критического метода, умолчание о сверхъестественном факторе в истории, обеление императоров - гонителей христиан, неверное изображение состояния Римской Церкви и папских полномочий). Против публикации выступили 10 кардиналов, 5 архиепископов и 30 епископов. 11 сент. 1911 г. был издан циркуляр, запрещавший чтение этой книги в итал. духовных семинариях, а 22 янв. 1912 г. она была внесена в «Индекс запрещенных книг». Д. подчинился этому решению. Во время коллоквиума в память Д., проходившего в 1973 г. в Риме, папа Павел VI полностью реабилитировал его.
Основные труды Д. посвящены источниковедению и общей церковной истории. Мировую известность ему принесли исследование и критическое издание Liber Pontificalis. Д., изучив 110 рукописей, предложил свою реконструкцию оригинального текста памятника, к-рый, по его мнению, был составлен в VI в. в Галлии. Работа привлекла к себе внимание не только из-за актуальности темы папства, но и потому, что в это же время текст Liber Pontificalis безуспешно пытались издать неск. ученых в Германии. В 1898 г. Т. Моммзен, к-рый выступал за более позднюю датировку памятника (не ранее VII в.), сумел в серии MGH выпустить том, охватывающий период до 715 г., однако ему так и не удалось завершить издание. Спор между нем. учеными и Д. обсуждался и в России (М. И. Орловым и В. В. Болотовым на магист. коллоквиуме в 1899). Труд Д. получил высокую оценку мн. ученых (в т. ч. А. фон Гарнака) и был принят в качестве нормативного. Издание Д. было дополнено и исправлено К. Фогелем в 1957 г.
Др. капитальный труд Д.- «Списки епископов древней Галлии» (1894-1915) - посвящен вопросу о распространении христианства и истории епископских кафедр на территории совр. Франции в эпоху поздней античности. Работа построена на изучении огромного материала, сохранившегося в епископских списках (лат. fasti episcopales, вероятно развившиеся из диптихов), у церковных историков, в легендах о происхождении той или иной провинциальной церкви, в местных хрониках и т. п. До наст. времени это исследование, несмотря на критику отдельных положений, считается образцом применения научно-критического метода к церковным памятникам.
Д. занимался также календарными проблемами, в частности вопросом об установлении даты празднования Пасхи на I Вселенском Соборе. Он связал решения Собора не с малоазийскими четыренадесятниками, а с сир. протопасхитами. Позицию Д. поддержали Й. Шмид, Э. Шварц, Болотов.
С 1884 г. Д. вместе с Де Росси изучал Мартиролог Иеронима. В течение 10 лет они совместно подготовили и опубликовали в серии Acta Sanctorum (ActaSS. 1894. Vol. 82. Nov. Pt. 2/1) критическое издание этого памятника, считающееся стандартным и в наст. время. По мнению Д., текст Мартиролога является компиляцией, ядро к-рой сформировалось в сер. V в. в Италии, а основная часть - в кон. VI - нач. VII в. в Автиссиодуре (ныне Осер, Франция).
Вкладом Д. в развитие исторической литургики стало соч. «Истоки христианского культа» (1899), посвященное раннехрист., вост. и лат. богослужению до эпохи Карла Великого. Признавая нек-рое разнообразие в деталях совершения литургии и небольшую свободу епископа в формулировании молитв, Д. тем не менее утверждал изначальное единообразие локальных евхаристических традиций (древность и аутентичность евхаристических молитв «Дидахе» он считал некой маргинальной аномалией, не меняющей картины в целом). Только в III в., по его мнению, начали формироваться обряды Рима, Антиохии и Александрии. Наибольшую ценность в работе Д. представляют главы, посвященные галликанскому обряду. Истоки этого обряда Д. видел в богослужении г. Медиолана (ныне Милан). Он предложил свою реконструкцию чина галликанской мессы. Кроме того, Д. ввел в научный оборот ряд ранее неизвестных источников (в частности, в приложении им были опубл. 12 Ordines Romani, неизвестных Ж. Мабильону).
«История древней Церкви» была издана Д. по просьбе его друзей. По сути это переработанный курс университетских лекций, распространявшихся изначально литографическим способом. Д. выстроил курс тематически, поэтому часть материалов повторяется в разных главах. Работа была задумана как научно-популярная, а потому почти полностью лишена точных ссылок на источники, библиографических указаний, анализа различных гипотез и т. п. История возникновения христианства и апостольский период изложены максимально сжато. Последующая история Церкви также содержит значительные пробелы (почти не говорится о Тертуллиане, крайне мало - об Оригене, о дисциплинарных спорах). Вместе с тем повествование отличает живость языка и красочность изложения. Все выводы основаны на обобщении многолетних исследований.
Помимо этих работ Д. принадлежит множество статей по церковной истории (о христ. Сев. Африке, расколе донатистов, Поместных Соборах IV-V вв., об отдельных епископских кафедрах Италии и Галлии и др.), вост. и греч. эпиграфике и археологии, топографии Рима и проч. Поскольку Д. занимался агиографией (работы об ап. Варнаве, о равноап. Марии Магдалине, о святых Перпетуе и Фелицитате, о св. Геновефе, об апостольских списках и др.), он вел активную переписку с болландистами (опубл. в 2002).
В 1880 г. Д. основал ж. «Bulletin critique de littérature, d'histoire et de théologie» и был его редактором и одним из авторов. Он также являлся переводчиком и редактором франц. вып. «Bulletin d'archéologie chrétienne», основанного Де Росси.
В историю церковной науки Д. вошел как один из самых беспристрастных ученых эпохи жестких идеологических и межконфессиональных споров. Д. был удостоен мн. наград и званий (почетный каноник Сен-Бриё и Парижа, командор ордена Почетного легиона, член франц. Об-ва любителей древностей (Société des antiquaires), президент Об-ва христ. археологии (Société d'archéologie chrétienne), почетный член ряда академий и ун-тов (Берлина, Гёттингена, Рима, Турина, Кембриджа, Оксфорда и др.)).