[Дохс, Дукс] (IX - нач. X в.), болг. мон. (черноризец), видный политический и культурный деятель, сын хана Пресияна, младший брат кн. св. Бориса (Михаила). Имя Д. с указанием степени родства с князем (frater eras Dox) включено в болг. княжеский помянник на лат. языке на листах Чивидальского Евангелия (Чивидале-дель-Фриули. Нац. археол. музей. Cod. Sacr. 1. Л. 3). По предположению В. Н. Златарского (Златарски. 1971. С. 180-181. Примеч. 16), именно Д. адресовано послание папы Иоанна VIII (ок. 878-880), отправленное в связи с возвращением Болгарии под церковную власть К-польского патриарха (в заголовках дошедших копий адресатом ошибочно назван кн. Борис (Михаил) либо дано анонимное определение «Ad quemdam ex nobilibus Bulgaria»). В послании понтифик расточает многочисленные похвалы адресату и призывает употребить свое влияние на правителя, чтобы склонить его вернуться в церковную юрисдикцию Рима. До того как стали известны свидетельства лат. источников, исследователи иногда ошибочно считали Д. кн. Борисом, принявшим монашество, либо смешивали его с Тудором Доксовым (см.: KMЕ. Т. 1. С. 607). Монашеский постриг Д. принял не ранее 80-х гг. IX в. (не исключено, что одновременно с Борисом (Михаилом), постригшимся в 889), поскольку послание папы Иоанна VIII адресовано явно светскому лицу. Предполагается, что монашеский период жизни Д. был связан с княжеским мон-рем св. Пантелеимона близ Вел. Преслава. Уже в монашестве Д. («честный человек Дукс черноризец») выступил инициатором перевода «Богословия» Иоанна Дамаскина, выполненного Иоанном Экзархом, о чем последний сообщает в предисловии («прологе») к слав. тексту. Не вполне ясен характер взаимоотношений Д. с книгописцем Тудором, черноризцем Доксовым, переписавшим в 907 г. сборник слов против ариан св. Афанасия, архиеп. Александрийского, переведенный на слав. язык Константином, еп. Преславским. Традиционно (по крайней мере со времени Златарского; Златарски. 1897) в литературе было принято считать, что Тудор был сыном Д. Однако в 80-х гг. ХХ в. было высказано мнение, что определение «Доксов» обозначает не родство с Д., а принадлежность ему, т. е. Тудор был «домашним» монахом Д. (Попконстантинов К., Константинова В. Към въпроса за черноризец Тудор и неговата приписка // Старобългарска лит-ра. София, 1984. Кн. 15. С. 106-118) и, возможно, происходил из его челяди. Данная версия не была принята в болг. исторической науке и вызвала критику (Георгиев П. Кой е Тудор Черноризец Доксов?: (Към въпроса за бълг. патронимия през средновековието) // Там же. 1987. Кн. 20. С. 87-94; КМЕ. Т. 4. С. 201). Однако ей нельзя отказать в правдоподобии, учитывая обстоятельство, что статус книгописца в средневек. болг. обществе, даже в период христианизации страны, едва ли был высоким.