Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИВОН
14, С. 650-651 опубликовано: 13 апреля 2012г.


ДИВОН

[Дибон; евр.  ,  ], моавитский город, принадлежавший до исхода израильтян из Египта аморрейскому царству со столицей в Есевоне (Числ 21. 26-30).

Израильтяне захватили Д. и прилегающую к нему территорию к северу от р. Арнон (Числ 21. 21-25, 31), к-рая была отдана в удел колену Рувимову (Нав 13. 15-23), но в Числ 32. 34 сказано, что «построили сыны Гадовы Дивон и Атароф, и Ароер». Вытеснение коленом Гада представителей колена Рувимова подтверждается употреблением названия города как «Дивон-Гад» (Числ 33. 45), а также сообщением на стеле моавитского царя Меши (IX в. до Р. Х.): «Люди племени Гад жили в земле Атароф с прежних времен, и царь Израиля построил Атароф для себя» (строки 10-11; Атароф обычно идентифицируется с Хирбет-Атарузом, находившимся в 14 км к северо-востоку от Д.). Д. был расположен на важнейшем древнем караванном пути с севера на юг (на т. н. царской дороге - Числ. 20. 17; 21. 22), соединявшем Аравию с Дамаском.

Город был построен в 64 км южнее Аммана по дороге на Эль-Карак и в 4 км к северу от р. Арнон, на одном из 2 естественных холмов рядом с ныне существующей дер. Дибан, расположенной на др. холме, к западу от дороги. Холм на месте Д. отделен от окружающего его плато с запада, севера и северо-востока глубокими лощинами. На вост. стороне холма были найдены многочисленные развалины визант. и араб. периодов. Юж. сторона холма постепенно понижается и с 2 сторон защищена небольшими возвышениями (здесь в 1868 была найдена стела Меши).

Израильтяне служили Еглону, царю Моава, в течение 18 лет, пока не нашли избавление через судью Аода (Суд 3. 14-15); впосл. Иеффай освободил землю к северу от Арнона от аммонитян (Суд 11. 4 - 12. 7). О моавитском господстве над Израилем говорится и в 1 Цар 12. 9. Царь Саул вел войну против соседей, включая Моав, чтобы обезопасить свое новое царство (1 Цар 14. 47). В список захваченных царем Давидом у Моава земель входили территории к северу от р. Арнон (2 Цар 24. 5). В это время Д. находился в сфере влияния Израиля, однако, возможно, Моав смог вернуть под свой контроль территорию к северу от Арнона после смерти царя Соломона. Израильский царь Амврий, согласно сообщению стелы Меши, вел успешные боевые действия против Моава на севере от Арнона, овладел «всеми землями Медевы» и наложил на них суровую дань (4-5-я строки). После смерти царя Ахава Моав вновь обретает самостоятельность. Иорам, внук Амврия, Иосафат из Иудеи и его вассал, царь Эдома, начали совместную военную кампанию против Меши, однако действия их союзников не привели к завоеванию Моава. При Меши Д. становится столицей его царства; на юж. оконечности города, согласно надписи, появляется новый квартал (в тексте:  ; вероятное чтение - Кархо): «Я построил святилище Кемошу в Кархо» (строка 3); «Я построил Кархо, сады и стены акрополя. Я построил ворота, я построил башни, я построил дворец, я построил подпорные стены резервуара внутри города» (строки 21-24). Сама стела, по-видимому, была помещена в святилище Кемоша в Кархо.

В кон. IX в. арамейский царь Азаил захватил территории Израиля к востоку от Иордана вплоть до Арнона (4 Цар 10. 32-33), и Моав потерял часть своих земель. Упоминания в книгах пророков Д. (Ис 15. 2; Иер 48. 18) говорят о том, что к этому времени город еще оставался столицей царства. В проклятиях в адрес Моава (Ис 15-16; 25. 10-12; Иер 48; Иез 25. 8-11) есть название не только Д., но и др. городов к северу от Арнона. В период экспансии Ассирии и Вавилона в Сирию, Палестину и Заиорданье Моав присоединился к широкому восстанию против Вавилона и потерял независимость (вероятно, ок. 582). Больше Моав и Д. не занимали ведущих позиций в истории. Снова Д. возникает в письменных источниках как «большой город рядом с Арноном» только в IV в. по Р. Х. (Euseb. Onomast. 76. 18). Самое позднее упоминание встречается у араб. географа Якута (1-я пол. XIII в.), который писал о дер. Дибан.

Раскопки города, необходимость к-рых определяла находка стелы Меши, провели Американские школы исследований Востока в 1950-1951 гг. под рук. Ф. В. Уиннетт; в 1952 г. работы возглавлял У. Рид, в 1952-1953 гг.- Д. Ташингем, в 1955, 1956 и 1965 гг.- У. Мортон. Раскопки на уровне материковой скалы смогли выявить слои раннего бронзового века (ок. 3300-2600 гг. до Р. Х.). Древнейшее поселение здесь возникло в 2800-2100 гг. до Р. Х. (возможно, к этому периоду относится постройка кирпичной оборонительной (?) стены толщиной 1,4 м). Следов пребывания людей в эпоху среднего и позднего бронзового века здесь не найдено, поселение вновь возникает уже в железном веке. Обнаружены главные ворота средней стадии железного века (ок. 900-600 гг. до Р. Х.). Ворота (к-рые, вероятно, ок. 850 г. до Р. Х. пострадали от пожара) были построены 2 стадии из камня и кирпича. Главное отличие Д. как архитектурно-археологического объекта эпохи Моавитского царства - городские оборонительные и др. общественные сооружения. Стены позднего железного века сохранились на высоту 3,5 м, но их ворота полностью перестроены в период Набатейского царства. Раскопки открыли на юж., юго-вост. и вост. границе участка (зап. часть не раскапывалась) массивные стены и мощную квадратную башню в юго-вост. части. Наиболее поздние кладки представляют стену из грубо отесанных блоков размером 1×0,5 м, к-рая поднимается над материковой скалой на 10 м. Вблизи стены открыты округлые, облицованные камнем и отштукатуренные зернохранилища (вероятно, IX в. до Р. Х.) и большое публичное здание, которое часто называют дворцом (42,9×21,1 м). Возможно, в его вост. части располагалось святилище (обнаружены части алтаря для воскурений и 2 статуэтки богинь плодородия). Это здание соотносили с дворцом и святилищем из надписи Меши (строки 3, 21), но в наст. время считается, что новый царский квартал располагался ниже по склону холма, где была обнаружена стела Меши.

С укреплением Набатейского царства Д. переживает новый расцвет. На вершине холма было выявлено много объектов, в частности, в юго-вост. части был раскопан храм (19×28 м), близкий по архитектуре к храмам Петры (построен в нач. I в. по Р. Х., вероятно, был покинут в 106 г., когда Набатейское царство вошло в состав Римской империи). О рим. присутствии в Д. свидетельствуют находки неск. монет и 2 надписей. Одна (ок. 201), возможно, связана с установкой рим. военного поста для охраны главной дороги, пересекавшей провинцию, в др. упоминается о возведении в 245/6 г. башни (?), при этом назван неизвестный по др. источникам рим. правитель (Claudius Capitolinus). К этому периоду относится часть городской стены и комплекс купален (большей частью не раскопан), крытая сводчатая галерея с открытым двориком с вост. стороны, а также постройка неизвестного назначения на подиуме старого набатейского храма. Гробницы позднерим. периода говорят о присутствии в этом отдаленном регионе империи христиан, тем более что были обнаружены 2 церкви визант. времени (многочисленные руины визант. периода отмечены также на самом пике холма). Первые следы проникновения ислама в Д. датируются уже эпохой династии Омейядов (656-750) и Аббасидов (ок. 750-1258): найдены 2 сводчатые постройки, монеты и многочисленная керамика VIII-IX вв.

Лит.: Murphy R. E. A Fragment of an Early Moabite Inscription from Dibon // BASOR. 1952. Vol. 125. P. 20-23; Tushingham A. D. An Inscription of the Roman Imperial Period from Dhiban // Ibid. 1955. Vol. 138. P. 98-104; idem. The Excavations at Dibon (Dhiban) in Moab 1952-1953 // AASOR. 1972. Vol. 40; idem. Dibon // ABD. Vol. 2. P. 194-197; Morton W. H. Dhiban // RB. 1957. Vol. 64. P. 221-223; idem. A Summary of the 1955, 1956 and 1965 Excavations at Dhiban // Studies in the Mesha Inscription and Moab / Ed. A. Dearman. Atlanta, 1989. P. 239-246; Winnett F. V., Reed W. L. The Excavations at Dibon (Dhiban) in Moab, 1950-51 a. 1952 // AASOR. 1964. Vol. 36-37; Mussell M. L. The Seal Impression from Dhiban // Studies in the Mesha Inscription and Moab. 1989. P. 247-251; Hübner U. Ein byzant. Brotstempel aus Dibon // ZDPV. 1990. Bd. 106. S. 177-179.
Д. В. Черкашин
Ключевые слова:
Города библейские Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Дивон, моавитский город, принадлежавший до исхода израильтян из Египта аморрейскому царству со столицей в Есевоне
См.также:
АВИЛА древний город, центр тетрархии Авилинеи
АЗЕК город в Северной Иудее
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
АСОР город на севере Ханаана
БЕФ-САН (Вефсан), город в уделе колена Манассии
ГАДАРА город Десятиградия, лежавший к юго-востоку от Галилейского моря (совр. Тивериадское оз.)