Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАФНИ
14, С. 219-221 опубликовано: 16 февраля 2012г.


ДАФНИ

[греч. δάφνη - лавр], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, расположенный в пригороде Афин. В античные времена на этом месте существовало святилище Аполлона с окружающей его лавровой рощей, давшей название местности. Вероятно, об этом храме, стоящем на самой высокой точке священной дороги из Афин в Элевсин, упоминает Павсаний в «Описании Эллады» (Paus. 1. 37. 6-7). Языческий храм был разрушен готами в 396 г.; археологические исследования проводились в 1936-1939 гг. В V в. на его месте и из его материалов возвели христ. храм, окруженный крепостной стеной. После его реконструкции в VI в. здесь был устроен мон-рь, со временем обветшавший и пришедший в запустение.

Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г.
Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г.

Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г.

Ок. 1080 г. (по Р. Краутхаймеру) был возведен кафоликон (соборный храм) - крестово-купольный октагон. Этот тип визант. храма, очевидно столичного происхождения, известен только в архитектуре материковой Греции XI-XIII вв. Самым ранним является кафоликон мон-ря Осиос Лукас (ок. 1020, по Краутхаймеру), неск. упрощенным вариантом к-рого стал кафоликон Д. Переход от барабана к опорам осуществляется через тромпы, распор купола гасится рукавами креста, что позволило возвести широкий купол (диаметр 8 м), царящий над центральным пространством храма, освещенным через 16 подкупольных окон. Подкупольное пространство, высотой 16,4 м, имеет вертикальные пропорции и в отличие от кафоликона Осиос Лукас лишено яруса галерей. Замкнутое пространство угловых компартиментов, перекрытых крестовыми сводами, слабо освещено. 3-апсидная алтарная часть имеет виму ротондальных очертаний. С зап. стороны расположен нартекс. Под кафоликоном находится крипта. В целом в интерьере, как и в наружном облике храма, «царят впечатляющие простота и равновесие» (Krautheimer. P. 278).

Цельность кубического объема кафоликона обусловлена пропорциями широкого купола на низком барабане, небольшой высотой рукавов креста и слабым выносом 3-гранных апсид. Стены собора выложены в технике cloisonné (перегородчатой кладки): крупные блоки светлого камня, разделенные вертикальными рядами плинфы, чередуются с ее горизонтальными рядами. Характерные для более ранних памятников Греции куфические и геометрические орнаменты почти не использованы; кирпичными арочными обрамлениями обозначены двойные и тройные окна, разделенные изящными колонками. Гладкие поверхности цокольных частей стен декорированы мраморными плитами, большая часть к-рых утрачена. Ярус окон отделен от этого «стилобата» карнизом, над к-рым проходит опоясывающий храм поребрик, очерчивающий и полуциркульные оконные обрамления. Аналогичный поребрик подчеркивает карнизы черепичных кровель.

Христос Панктократор. Мозаика в куполе кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.
Христос Панктократор. Мозаика в куполе кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.

Христос Панктократор. Мозаика в куполе кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.

Декор интерьера сохранился частично. Пол был выложен геометрическими орнаментами из полихромного мрамора; нынешний является реконструкцией 1955 г. В верхних частях кафоликона сохранились резные беломраморные карнизы и великолепные мозаики.

Расположение сюжетов в верхней зоне традиционно для средневизант. периода. В куполе представлен образ Христа Пантократора, между окнами барабана - фигуры 16 пророков, в тромпах - «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение» и «Преображение». В апсиде изображена Богоматерь с Младенцем на троне (сохр. только нижняя часть мозаики), в нишах вимы - архангелы Михаил и Гавриил, в конхах жертвенника и диаконника - cв. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец.

Среди сохранившихся композиций в наосе имеются: «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Поклонение волхвов», «Уверение Фомы» - в сев. рукаве креста, «Сошествие во ад», «Рождество Богородицы» - в южном, «Успение Богородицы» - на зап. стене над входом. В больших нишах наоса напротив фигур святителей Григория Чудотворца и Григория Акрагантского изображены первосвященники Захария и Аарон.

Впервые в визант. храмовой декорации значительное место отведено сценам из детства Богородицы. В юж. части нартекса сохранились «Благовестие Иоакиму и Анне», «Введение Богородицы во храм», «Благословение священником». В северной - часто изображаемые здесь сцены из Страстного цикла: «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Омовение ног» (именно в нартексе, согласно мн. монастырским уставам, настоятель омывал в Страстной четверг ноги монахам). В алтаре представлены образы святителей и диаконов. Среди изображенных святых - 5 Персидских мучеников (Акиндин, Пигасий, Авфоний, Елпидифор, Анемподист), 5 Севастийских мучеников (Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий, Орест), мученики Сергий и Вакх, Пров, Тарах и Андроник.

Поклонение волхвов. Мозаика в сев. своде кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.
Поклонение волхвов. Мозаика в сев. своде кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.

Поклонение волхвов. Мозаика в сев. своде кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.

Мозаики, созданные столичными мастерами, принадлежат к лучшим образцам классической традиции комниновского искусства. Эта традиция стала откликом на изменение художественных вкусов высших кругов визант. общества, начавшееся в 60-х гг. XI в. и связанное с ростом интереса к античному наследию, что проявилось, напр., в трудах Михаила Пселла (ок. 1018 - ок. 1096). Новое понимание образа как одухотворенной, классически прекрасной тварной материи проявляется уже в мозаиках ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (1065-1067) и с 70-80-х гг. XI в. начинает превалировать в искусстве К-поля (миниатюры Гомилий свт. Иоанна Златоуста - Раris. Coislin. 79, 1081 г.; Евангелия. ГИМ. Греч. 518, XI в., и др.). Уравновешенные, свободные композиции органично связаны с архитектурными поверхностями. Многообразие естественных поз, свободные, плавные движения создают ощущение собеседования святых друг с другом. Сложные ракурсы фигур, представленных в 3/4-ных разворотах и в профиль, подчеркивают глубину пространства, обогащенного архитектурными и пейзажными мотивами. Складки одежд выявляют пластику отличающихся классическими пропорциями тел, замкнутых четкими контурами. Использование преимущественно светлой мелкомодульной смальты и выверенные линии кладки, подчеркивающей объемы, позволяют достичь мягкой трактовки форм. Изысканный колорит определяется широкой палитрой смальты (до 30 оттенков). Индивидуализированные образы выражают эмоции с аристократической сдержанностью, без экспрессии и пафоса. Их классическая красота одухотворена Божественным светом. Особенной духовной энергией и сосредоточенностью обладает лик Христа Пантократора в куполе.

Стилистические различия мозаик позволяют заключить, что в храме работало не менее 4-5 мастеров. Наиболее заметны различия стиля композиций, расположенных в нартексе и в наосе, однако сцены из детства Пресв. Богородицы в нартексе и часть праздников в наосе можно приписать одному автору. Возможно, еще один мастер специализировался на выполнении орнаментов.

В 1-й пол. XII в. к кафоликону был пристроен открытый экзонартекс с аркадой на ионических колоннах; одна из них сохранилась, остальные вывезены в XIX в. гр. Элгином. Над зап. частью храма был надстроен 2-й этаж, где размещались настоятельские покои и/или б-ка. К северу от кафоликона находятся руины обширной, вытянутой, прямоугольной в плане трапезной с апсидой. В 100 м к юго-востоку расположено монастырское кладбище с ц. во имя свт. Николая Чудотворца (IX в.) с костницей.

После завоевания Греции крестоносцами правитель Афин Оттон де ла Рош передал Д. цистерцианцам из Бельво; со 2-й пол. XIII в. по 1311 г. мон-рь служил усыпальницей герцогов Афинских (офиц. титул с 1280). В XIII-XIV вв. перекрытия верхнего этажа кафоликона были разобраны, а его стены превращены в оборонительные; зап. арки экзонартекса приобрели готические очертания.

После тур. завоевания Д. был возвращен православным. В 1532-1548 гг. к югу от кафоликона был устроен двор с аркадами и зданиями келий. К сер. XVII в. относятся фрески в сев.-вост. компартименте и жертвеннике. В 20-30-х гг. XIX в. здания мон-ря использовались в военных целях, в 1883-1885 гг. здесь находилась лечебница для душевнобольных (с древних времен считалось, что здесь исцеляются от безумия женщины; ср. греч. поговорку «Послать кого-либо в Дафни»). В кон. 80-х - 90-х гг. XIX в. после землетрясений Греч. археологическим об-вом была проведена реставрация собора: здание было укреплено, с сев. стороны пристроены контрфорсы, перестроены купол и зап. часть нартекса, группой итал. реставраторов расчищены и укреплены мозаики. Из более поздних работ следует отметить реставрацию кафоликона (в т. ч. мозаик) в 1955-1957 гг., а также начатые после землетрясения 1999 г. и не завершенные до сего времени. Памятник входит в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Лит.: Λαμπάκης Γ. Χριστιανικὴ ἀρχαιολοϒία τῆς μονῆς Ϫαφνίου. Αθῆναι, 1889; idem. ῾Η μονὴ Ϫαφνίου μετὰ τὰς ἐπεσκευὰς. Αθῆναι, 1899; Millet G. Le Monastére de Daphni. P., 1899; Bertaux E. Un chef-d'œuvre d'artbyzantin: Les mosaiques de Daphni // Gazette des Beaux-arts. P., 1901. T. 25. P. 359-375; Αδαμαντίου Α. ῾Ομιλία περ τῶν ψηφιδωτῶν τοῦ ναοῦ Ϫαφνίου // ϪΧΑΕ. 1925. Τ. 2. Σ. 275-279; Ορλάνδος Α. Ομιλἱα περ τοῦ ναοῦ τῆς μονῆς Ϫαφνίου // Ibid. Σ. 70-75; Demus O., Diez E. Byzant. mosaics in Greece: Hosios Lucas and Daphni. Camb. (Mass.), 1931; Ξυϒϒόπουλος Α. Τὸ ψηφιδωτὸν τῆς Πλατυτέρας ἐν τῇ μονῇ Ϫαφνίου // ΑρχΕφ. 1934-1935 (1936). Σ. 132-140; Grabar A. La peinture byzantine. Gen., 1953. P. 115-118; Greece: Byzantine Mosaics / Pref. A. Grabar, M. Chatzidakis. Greenwich (Conn.), 1959; Stéphanou P. Le main gauche du Pantocratora daphni: un symbole trinitaire // OCP. 1960. Vol. 26. P. 413-414; Frolow A. La date des mosaïques de Daphni // Corsi di cultura sull'arte ravennate e bizantina. 1962. N 9. P. 295-299; Gerke F. I mosaici del katholikon di Dafni presso Eleusi // Ibid. 1964. N 11. P. 201-223; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965. P. 278; Mango C. Byzantine Architecture. N. Y., 1976; Лазаридис П. Дафнийский мон-рь: Кр. археол. путев. Афины, [1977]; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 64, 67, 92-95; Вельманс Т., Корач В., Шупут М. Визант. мир: Храмовая архитектура и живопись. М., 2006; Попова О. С. Проблемы визант. искусства: Мозаики. Фрески. Иконы. М., 2006. С. 299, 306-307, 327-330, 386.
Н. В. Герасименко, Э. П. И.
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Греция) Монастыри византийские Дафни, монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в пригороде Афин
См.также:
ВРОНТОХИОН мон-рь в Мистре (Пелопоннес, Греция)
АГАВР визант. мон-рь в р-не Вифинского Олимпа
АГАФОНА В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в митрополии Фтиотиды (Элладская Церковь)
АДЕЛЬФАТ название различных форм дохода от монастырских владений в средние века
АЛАХАН-МАНАСТЫР совр. название раннехрист. комплекса в Исаврии
БЕСПЛОТНЫХ СИЛ ПЕТРАКИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ действ., принадл. Афинской митрополии Элладской Церкви