Го́зий [лат. Hosius; польск. Hozjusz] Станислав (5.05.1504, Краков - 5.08.1579, Капраника, близ Рима), кард., деятель католич. Контрреформации. В 1519-1520 гг. учился на фак-те свободных искусств Краковского ун-та. В 1530-1533 гг. изучал юриспруденцию в Падуанском и Болонском ун-тах в Италии. Д-р канонического и гражданского права (1534). Сначала был сторонником реформы католич. Церкви в духе Эразма Роттердамского, принадлежал к краковскому кружку гуманистов. В 1523-1527 гг. принимал участие в издании сочинений Эразма; в 1528 г. перевел на латынь и издал вместе с греч. текстом одну из гомилий свт. Иоанна Златоуста. Позднее Г. встал на позиции католич. Контрреформации.
Был секретарем еп. Кракова П. Томицкого, служил в польск. королевской канцелярии. C 1538 г. секретарь польск. кор. Сигизмунда I. Был пожалован церковными бенефициями в Вильно, Троках, Велюне, Вислице и Кракове. Каноник Варминского (1538), Краковского (1540) и Сандомирского (1542) капитулов. Рукоположен во пресвитера в 1543 г. 3 февр. 1549 г. стал епископом Хелминским (Кульмским), официально назначен 12 июля 1549 г. В 1550 г. назначен инквизитором в Померанской епископии. Был послом польск. кор. Сигизмунда II Августа при дворах папы Римского Юлия III, герм. имп. Карла V и его брата кор. Фердинанда. 11 мая 1551 г. стал епископом Варминским (Эрмландским). Формально не принадлежа к польск. католич. иерархии (Варминское еп-ство подчинялось Рижскому архиеп-ству, а после ликвидации последнего в марте 1562 - непосредственно папе), Г. активно участвовал в делах католич. Церкви в Польше. Составленное им «Исповедание христианской католической веры» (Confessio fidei catholicae Christiana) было принято в 1551 г. провинциальным Петроковским Собором (1-я ч. издана в 1553 в Кракове; впосл. переведено на все европ. языки и выдержало 39 изд.). Под влиянием Г. было запрещено распространение книг польск. гуманиста А. Фрич-Моджевского, выступавшего за церковную реформу, светское образование и создание национальной польск. Церкви. В 1551-1552 гг. Г. принял участие в работе Тридентского Собора как представитель польск. короля и польск. епископата. Вместе с папским нунцием А. Липпомано выступал за проведение репрессий против иноверцев.
В 1558 г. папа Павел IV, желая сделать Г. советником, вызвал его в Рим. В 1560 г. папа Пий IV отправил Г. нунцием в Вену, где тому удалось убедить имп. Фердинанда I возобновить прерванную в 1552 г. работу Тридентского Собора. 30 янв. 1560 г. или, по др. сведениям, 26 февр. 1561 г. Пий IV назначил Г. кардиналом-пресвитером ц. св. Лаврентия (S. Laurentii in Panissperna). В 1562-1563 гг. Г. был одним из папских легатов, председательствовавших на заключительных заседаниях Тридентского Собора. В соборных постановлениях отразилось учение Г. о мессе (гл. обр., 21-я и 22-я сессии в 1562). В 1564 г. он вернулся в Польшу. На сейме в Парчеве (1564) Г. вместе с папским нунцием Дж. Ф. Коммендоне добился от кор. Сигизмунда II Августа признания определений Тридентского Собора и издания эдикта об изгнании из Польши иноверцев-иностранцев. Постановления Тридентского Собора в Речи Посполитой были признаны фактически на Петроковском сейме (1572) и официально в 1577 г. В 1565 г. Г. провел Собор Варминского еп-ства; в тогдашней резиденции Варминских епископов, в г. Браневе (Браунсберге), им была основана духовная семинария. После смерти Пия IV (1565) нек-рые кардиналы выдвигали Г. кандидатом на Папский престол.
Для борьбы против протестантизма Г. в 1564 г. пригласил в Варминское еп-ство иезуитов, к-рые в 1564-1565 гг. основали в Браневе свою первую коллегию в Польше (Collegium Hosianum). В 1565 г. друг Г., Коммендоне, получил от Сигизмунда II Августа грамоту, разрешавшую иезуитам обосновываться на проч. польск. землях. В 1569 г. по совету Г. иезуиты были приглашены в Литву (в Вильно) Виленским еп. Валерианом Протасевичем.
В 1566 г. папа Пий V назначил Г. легатом (legatus designatus) на провинциальном Соборе Гнезненского архиеп-ства и легатом a latere в Варминском еп-стве. Выступая против идеи создания польск. национальной Церкви и примирения с протестантами, Г. вместе с Коммендоне воспрепятствовал проведению «национального Собора» (1566), одним из инициаторов к-рого был примас Яков Уханский, стремившийся привести к согласию католиков и протестантов. В 1566 г. на Люблинском сейме Г. выступал против требований протестантов изгнать из Польши антитринитариев, а после издания королевского эдикта об их изгнании настоял на объявлении, что этим эдиктом не признается законность др. сект.
В 1569 г. Г. был направлен кор. Сигизмундом II Августом с дипломатической миссией в Рим, где и пребывал до конца жизни, продолжая оказывать влияние на польск. церковные и гос. дела. После смерти Сигизмунда II Августа (1572) на выборах короля Речи Посполитой Г. поддержал кандидатуру Генриха Валуа, к-рый и был избран королем (1573). После бегства Генриха Валуа из Польши во Францию (1574) Г. выступал за избрание польск. королем герм. имп. Максимилиана II и только после смерти последнего (1576) принес присягу избранному королем Стефану Баторию. Г. старался воспрепятствовать признанию новоизбранными королями т. н. Варшавской конфедерации, одобренной сеймом, созванным в период междуцарствия (1573), и гарантировавшей религ. мир, равноправие и свободу вероисповедания. После того как Генрих Валуа (1574) и Стефан Баторий (1576) дали присягу о соблюдении Варшавской конфедерации, Г. не переставал доказывать необязательность такой присяги. Под влиянием Г. большая часть польск. католич. иерархии на Петроковском Соборе (1577) осудила и прокляла Варшавскую конфедерацию, торжественно приняв постановления Тридентского Собора.
В 1573 г. папа Григорий XIII назначил Г. папским пенитенциарием. При содействии Г. в Риме был основан Польский приют (hospicium) и при нем ц. во имя св. Станислава (1578).
Г.- автор многочисленных богословских, полемических и поэтических произведений. Он придавал большое значение противостоящей протестантизму святоотеческой традиции. Полемика Г. с лютеранином Й. Бренцем в соч. «Опровержение пролегомен Бренца» (Confutatio prolegomenon Brentii. Coloniae, 1560) имела европ. значение и резонанс. Из его богословских трудов также известно соч. «О месте и власти Римских Первосвященников в Церкви Христовой и Соборах» (De loco et auctoritate Romani Pontificis in Ecclesia Christi et conciliis. Coloniae, 1567), написанное в 1563 г.
Соч. «Исповедание христианской католической веры» Г. инспирировало создание гравюры Т. Третера с апологетическим изображением католич. Церкви, впервые опубликованной в иллюстрированном катехизисе (Typis Ecclesiae Catholicae ad instar brevis laicorum cathechismi. Venetiis, 1574). Обстоятельства создания этой гравюры Г. описал в письме к кард. Карло Борромео от 20 мая 1573 г. На ее основе было выполнено неск. триптихов, сохранившихся до наст. времени в ряде костелов в окрестностях г. Ольштын.
Г. похоронен в рим. ц. Санта-Мария ин Трастевере. Третером была подготовлена серия гравюр о жизни Г. (Theatrum Virtutum Stanislai Hosii) в связи с возможной канонизацией кардинала. Однако процесс канонизации Г. начат в католич. Церкви лишь в наст. время.