Гиля́ров-Плато́нов Никита Петрович (23.05.1824, г. Коломна Московской губ.- 13.10.1887, С.-Петербург), общественный деятель, публицист. Род. в семье свящ. П. М. Никитского. В 1831-1838 гг. учился в Коломенском ДУ, где вслед за старшим братом, обладавшим веселым характером (лат. hilaris - веселый), получил фамилию Гиляров. В 1844 г. с отличием окончил МДС, в 1844-1848 гг. обучался в МДА. За успехи в академии как стипендиат премии митр. Платона был удостоен почетной прибавки к фамилии Платонов. В 1848 г. Г.-П. защитил дис. «О потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода человеческого», 11 окт. того же года определен бакалавром по кафедре библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. 11 окт. 1850 г. Г.-П. присвоена степень магистра за соч. «О папе Формозе». 21 сент. 1854 г. ему было поручено преподавание в миссионерском отделе при МДА. Летом 1855 г. подал прошение об отставке (уволен 10 нояб.) и увольнении из духовного звания (исключен 29 дек.) по состоянию здоровья. Биографы отмечают либерализм Г.-П., в частности в отношении к старообрядцам, как причину удаления из МДА. Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) критиковал магистерское сочинение Г.-П., возражал даже против идеи предоставить ему место священника в Москве: «Если бы образ мыслей его был таков, что не трудно было бы принять его в духовенство, то не трудно было бы принять его и в Академии, несмотря на неисправности. Но дошедшие до меня сведения делают неудобным и то и другое» (Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкой Сергиевой лавры архим. Антонию. М., 1884. Т. 4. С. 366).
23 мая 1856 г. Г.-П. был назначен цензором Московского духовного комитета, рискуя быть уволенным, допускал к печати мн. сочинения (в частности, славянофилов). Крайне резко отзывался об «Истории Русской Церкви» Московского митр. Макария (Булгакова), назвав ее «ремесленным изделием с наружным аппаратом учености». В 1857 г. был командирован за границу для изучения евр. уч-щ, особенно раввинских, и лит. деятельности евреев. В 1858-1859 гг. участвовал в составлении «Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу». 11 авг. 1862 г. Г.-П. был уволен от должности цензора, назначен чиновником особых поручений при министре народного просвещения. Активно участвовал в разработке нового цензурного устава, 1 июня 1863 г. уволен как не вошедший в новый штат. В неск. ун-тах ему предлагали возглавить кафедры, но в авг. того же года при содействии Московского митр. Филарета он стал управляющим Московской Синодальной типографией. Г.-П. упорядочил б-ку типографии, реставрировал типографские палаты и защищал их от попыток использования в коммерческих целях. В 1867 г. уволился и с 1 дек. начал издавать первую московскую ежедневную народную газ. «Современные известия». Регулярно помещал в ней собственные заметки и статьи по самым разным вопросам (всего ок. 1800), что дало повод И. С. Аксакову назвать газету «альбомом мыслей Никиты Петровича». Печатал статьи в ж. «Русская беседа», в изданиях «Русский вестник», «Православный собеседник», «Русь», «Москва», «Дело». В них указывал на недостатки синодального управления, пороки рядового духовенства, необходимость оживления приходской жизни, объективного освещения истории старообрядчества. Активно выступал против нигилизма как политического, так и религ., выводя его основания из рационализма. В записке «О первоначальном народном обучении», поданной Г.-П. в 1861 г. имп. Марии Александровне, выступил с обоснованием идеи повсеместного открытия церковноприходских школ. Высказанная им в 1863 г. мысль о неподобающем характере надписей на антиминсах (включавших слова о том, что антиминс освящен повелением императора) и об отсутствии единообразия в надписях получила одобрение митр. Филарета и привела к изменению надписей (в них стали указывать императора, при к-ром был освящен антиминс).
Сблизился с кружком ранних славянофилов (Аксаковы, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин), посвятил ряд статей отдельным славянофилам, но предпочитал держаться обособленно. Состоял в дружеской переписке с обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым. Разработал собственную экономическую теорию (см.: Осн. начала экономии. М., 1889), создал особую теорию языка (см.: Радуга. 1883. № 7, 22, 25, 28), но его творческие возможности в разных областях оказались в значительной степени не реализованными. Наследие Г.-П. было издано при участии Победоносцева и кн. Н. В. Шаховского и состоит из статей, газетных заметок и несистематизированных фрагментов. Оставил также автобиографические воспоминания «Из пережитого». Биограф Г.-П. кн. Шаховской называл его публицистом-философом.
Г.-П. тяготился поглощавшей все силы работой, невозможностью выступать с серьезными трудами. Запрещение продажи ряда номеров «Современных известий», неудачная попытка приобретения бумажной фабрики и конкуренция с «Московским листком» разорили Г.-П. В 1883-1884 гг. издавал еженедельный ж. «Радуга». После смерти М. Н. Каткова в 1887 г. пытался получить в аренду газ. «Московские ведомости», но ему было отказано. Похоронен на кладбище Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря.