Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ
11, С. 479-480 опубликовано: 9 марта 2011г.


ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ

Н. П. Гиляров-Платонов. Литография. 80-е гг. XIX в.
Н. П. Гиляров-Платонов. Литография. 80-е гг. XIX в.

Н. П. Гиляров-Платонов. Литография. 80-е гг. XIX в.
Гиля́ров-Плато́нов Никита Петрович (23.05.1824, г. Коломна Московской губ.- 13.10.1887, С.-Петербург), общественный деятель, публицист. Род. в семье свящ. П. М. Никитского. В 1831-1838 гг. учился в Коломенском ДУ, где вслед за старшим братом, обладавшим веселым характером (лат. hilaris - веселый), получил фамилию Гиляров. В 1844 г. с отличием окончил МДС, в 1844-1848 гг. обучался в МДА. За успехи в академии как стипендиат премии митр. Платона был удостоен почетной прибавки к фамилии Платонов. В 1848 г. Г.-П. защитил дис. «О потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода человеческого», 11 окт. того же года определен бакалавром по кафедре библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. 11 окт. 1850 г. Г.-П. присвоена степень магистра за соч. «О папе Формозе». 21 сент. 1854 г. ему было поручено преподавание в миссионерском отделе при МДА. Летом 1855 г. подал прошение об отставке (уволен 10 нояб.) и увольнении из духовного звания (исключен 29 дек.) по состоянию здоровья. Биографы отмечают либерализм Г.-П., в частности в отношении к старообрядцам, как причину удаления из МДА. Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) критиковал магистерское сочинение Г.-П., возражал даже против идеи предоставить ему место священника в Москве: «Если бы образ мыслей его был таков, что не трудно было бы принять его в духовенство, то не трудно было бы принять его и в Академии, несмотря на неисправности. Но дошедшие до меня сведения делают неудобным и то и другое» (Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкой Сергиевой лавры архим. Антонию. М., 1884. Т. 4. С. 366).

23 мая 1856 г. Г.-П. был назначен цензором Московского духовного комитета, рискуя быть уволенным, допускал к печати мн. сочинения (в частности, славянофилов). Крайне резко отзывался об «Истории Русской Церкви» Московского митр. Макария (Булгакова), назвав ее «ремесленным изделием с наружным аппаратом учености». В 1857 г. был командирован за границу для изучения евр. уч-щ, особенно раввинских, и лит. деятельности евреев. В 1858-1859 гг. участвовал в составлении «Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу». 11 авг. 1862 г. Г.-П. был уволен от должности цензора, назначен чиновником особых поручений при министре народного просвещения. Активно участвовал в разработке нового цензурного устава, 1 июня 1863 г. уволен как не вошедший в новый штат. В неск. ун-тах ему предлагали возглавить кафедры, но в авг. того же года при содействии Московского митр. Филарета он стал управляющим Московской Синодальной типографией. Г.-П. упорядочил б-ку типографии, реставрировал типографские палаты и защищал их от попыток использования в коммерческих целях. В 1867 г. уволился и с 1 дек. начал издавать первую московскую ежедневную народную газ. «Современные известия». Регулярно помещал в ней собственные заметки и статьи по самым разным вопросам (всего ок. 1800), что дало повод И. С. Аксакову назвать газету «альбомом мыслей Никиты Петровича». Печатал статьи в ж. «Русская беседа», в изданиях «Русский вестник», «Православный собеседник», «Русь», «Москва», «Дело». В них указывал на недостатки синодального управления, пороки рядового духовенства, необходимость оживления приходской жизни, объективного освещения истории старообрядчества. Активно выступал против нигилизма как политического, так и религ., выводя его основания из рационализма. В записке «О первоначальном народном обучении», поданной Г.-П. в 1861 г. имп. Марии Александровне, выступил с обоснованием идеи повсеместного открытия церковноприходских школ. Высказанная им в 1863 г. мысль о неподобающем характере надписей на антиминсах (включавших слова о том, что антиминс освящен повелением императора) и об отсутствии единообразия в надписях получила одобрение митр. Филарета и привела к изменению надписей (в них стали указывать императора, при к-ром был освящен антиминс).

Сблизился с кружком ранних славянофилов (Аксаковы, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин), посвятил ряд статей отдельным славянофилам, но предпочитал держаться обособленно. Состоял в дружеской переписке с обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым. Разработал собственную экономическую теорию (см.: Осн. начала экономии. М., 1889), создал особую теорию языка (см.: Радуга. 1883. № 7, 22, 25, 28), но его творческие возможности в разных областях оказались в значительной степени не реализованными. Наследие Г.-П. было издано при участии Победоносцева и кн. Н. В. Шаховского и состоит из статей, газетных заметок и несистематизированных фрагментов. Оставил также автобиографические воспоминания «Из пережитого». Биограф Г.-П. кн. Шаховской называл его публицистом-философом.

Г.-П. тяготился поглощавшей все силы работой, невозможностью выступать с серьезными трудами. Запрещение продажи ряда номеров «Современных известий», неудачная попытка приобретения бумажной фабрики и конкуренция с «Московским листком» разорили Г.-П. В 1883-1884 гг. издавал еженедельный ж. «Радуга». После смерти М. Н. Каткова в 1887 г. пытался получить в аренду газ. «Московские ведомости», но ему было отказано. Похоронен на кладбище Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря.

Арх.: ГЛМ. Ф. 23; ИРЛИ. Ф. 71; РГБ ОР. Ф. 231, 322; РНБ ОР. Ф. 847.
Соч.: О папе Формозе // ПрТСО. 1855. Ч. 14. С. 239-277; О первоначальном нар. обучении // Там же. 1862. Ч. 21. С. 165-180; Экскурсии в рус. грамматику. М., [1883], 19042; [Статья о кн. К. Н. Леонтьева «Восток, Россия и славянство»] // Совр. изв. 1885. № 245. С. 2; Из пережитого: Автобиогр. восп.: В 2 ч. М., 1886; Сб. соч.: В 2 т. М., 1899-1900; Университетский вопрос: [Сб. ст.]. СПб., 1903; Откуда нигилизм? М., 1904; Вопр. веры и Церкви: Сб. ст.: 1868-1887 / Под ред. Н. В. Шаховского. М., 1905-1906. 2 т.; Еврейский вопрос в России: Сост. на основании ст. и писем. СПб., 1906; Церковь и богословие // БВ. 1913. № 2. С. 208-222; Фрагменты // Просветитель: Вестн. духовного просвещения. 1994. № 1. С. 197-208.
Лит.: N. N. [Корсунский И. Н.]. Памяти Н. П. Гилярова-Платонова // Моск. вед. 1887. № 294. С. 3-4; Шаховской Н. В. Н. П. Гиляров-Платонов: Кр. публицистич. очерк. Ревель, 1893; он же. Н. П. Гиляров и А. С. Хомяков: (По соч. и письмам Гилярова) // Рус. обозр. 1895. № 10. С. 14-27; он же. Н. П. Гиляров и К. С. Аксаков: (По ст. и письмам Гилярова) // Там же. № 12. С. 509-545; он же. Н. П. Гиляров-Платонов, как инициатор церк.-приходской школы // Там же. 1896. № 2. С. 572-589; он же. Н. П. Гиляров-Платонов об «Истории Русской Церкви» преосв. Макария // Там же. 1897. № 4. С. 591-619; он же. Годы службы Н. П. Гилярова-Платонова // Там же. 1897. № 7. С. 131-172; № 8. С. 712-771; № 10. С. 716-783; № 11. С. 99-131; № 12. С. 497-529; 1898. № 1. С. 98-132; № 2. С. 644-657; № 3. С. 52-69; № 4. С. 526-539; Добронравов Н. Н. Н. П. Гиляров-Платонов: Из восп. сотрудника // Родная речь. 1897. № 4. С. 3-10; Владимиров А. П. Памяти Н. П. Гилярова-Платонова // Рус. обозр. 1897. № 10. С. 850-854; Уманец С. И. Кое-что из восп. о Н. П. Гилярове-Платонове // Там же. С. 854-859; Розанов В. В. Гиляров-Платонов Н. П. Сб. соч. Т. 1. М., 1899: [Рец.] // Новое время. 1899. № 8361. С. 7-8; Басаргин А. Жертва судьбы // Моск. вед. 1899. № 166. С. 3-4; он же. «Несовременный» ум о совр. вопросах // Там же. № 173. С. 3; Никольский Б. Философ духа жизни // Новое время. 1900. № 8767. С. 2-3; Неопознанный гений: Памяти Н. П. Гилярова-Платонова: Ст., заметки, письма и выдержки / Собр., ред.: С. Ф. Шарапов. М., 1903; Межуев Б. В. Вл. Соловьев, Н. П. Гиляров-Платонов и «разложение славянофильства» // История философии. 2000. № 6. С. 33-61; Панаэтов О. Г. Н. П. Гиляров-Платонов и К. Н. Леонтьев: Споры о Толстом. Краснодар, 2002.
В. А. Фатеев
Ключевые слова:
Гиляров-Платонов Никита Петрович (1824 - 1887), общественный деятель, публицист Публицисты Цензоры Славянофилы
См.также:
АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886), писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильства
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства
ВАСИЛИЙ СУРАЖСКИЙ (50-е гг. XVI в.? - 1608), суражский староста, публицист, издатель
ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869- 1945), поэтесса, прозаик, лит. критик и публицист
ГОЛИЦЫН Августин Петрович (1823 - 1876), кн., писатель и публицист
ДОБРЯНСКИЙ-САЧУРОВ Адольф Иванович (1817 - 1901), политик, публицист, деятель русинского движения в Закарпатье
ДЮПЛЕССИ-МОРНЕ Филипп (1549 -1623), франц. протестант. богослов, публицист, политический деятель
ЕЛАГИН Николай Васильевич (1817 - 1891), духовный писатель, издатель, историк, цензор