[Гауди-и Корнет; каталон. Gaudí i Cornet] Антонио (25.06.1852, г. Реус, близ Таррагоны, Испания - 10.06.1926, Барселона), архит., создавший собственный стиль, характеризующийся использованием принципиально новых пространственных форм, заимствованных из мира природы, на основе смелых конструктивных решений. Работал почти исключительно по частным и церковным заказам, никогда не занимал офиц. постов в силу своих националистических взглядов (его называли «самым каталонским из всех каталонцев»). В 1910 г. произведения Г. были единственный раз при его жизни представлены за пределами Испании, на выставке Национального об-ва изящных искусств в Париже.
С 1869 г. Г. почти безвыездно жил в Барселоне, где в 1873-1878 гг. учился в Высшей технической школе архитектуры. Первые работы Г., созданные в русле эклектики с преобладанием форм стиля мудехар (сочетание приемов готики и мавританского искусства), отличаются колористическим богатством и разнообразием отделочных материалов (кирпич, изразцы, стюк, металл, дерево) как в экстерьере, так и в интерьере: особняки Висенса в Барселоне (1883-1888), «Эль-Капричо» в Комильясе (1883-1885) (единственная постройка Г., возведенная без его надзора, под рук. К. Касканте-и-Коломы), конюшни в р-не Барселоны Лес-Кортс (1884-1887), построенные по заказу гр. Э. Гуэля, ставшего главным заказчиком и близким другом Г. В последующих постройках (епископский дворец в Асторге, 1887-1893, окончен с изменением проекта в 1961; школа св. Терезы в Барселоне, 1888-1889; дом Ботинесов в Леоне, 1891-1892; винные погреба Гуэля в Гаррафе, 1895-1901, совместно с Ф. Беренгером-и-Местресом) Г. обратился к формам неоготики, мастерски используя выразительность необработанного камня и кирпича. Кульминацией раннего периода творчества Г. стал дворец Гуэля в Барселоне (1886-1889), в смелых конструктивных решениях (огромный конический купол) и богатейшей отделке (натуральный камень на фасадах, изразцы на дымоходах, мрамор, неглазурованная керамика, кирпич и металл в интерьере) к-рого формы готики и мавританского искусства соединились в единое целое. В архитектуре дома Кальвета в Барселоне (1898-1900) (приз города за лучшее здание - единственный в жизни архитектора) Г. обратился к формам необарокко и модерна. Иррациональные и растительные мотивы модерна превратились в последующих постройках Г. в органические формы, близкие к миру природы и напоминающие рыбьи кости и чешую в архитектуре дома Батльо (1905-1907), волны и водоросли в доме Мила («Ла Педрера») (1906-1910), грибы и лишайники в павильонах парка Гуэля (1900-1914).
С сер. 90-х гг. XIX в. творческий подъем совпал с духовным переломом: Г. стал ревностным католиком, видевшим разрешение острых социальных и национальных проблем Каталонии только в возврате к христ. ценностям. Он проявлял особый интерес к идеям Гуэля, связанным с переустройством общества на христ. началах,- городу-саду на сев. окраине Барселоны (парк Гуэля) и поселку для рабочих текстильного завода в пригороде Санта-Колома-де-Сервельо (т. н. колония Гуэля). Проекты Г. отличались богатством христ. и национальной символики (объемные кресты, образ покровителя Каталонии св. Георгия, повергающего дракона, в формах дома Батльо и др.). Наиболее характерным светским произведением подобного рода стал дворец Бельесгуард на сев. окраине Барселоны (1900-1909, окончен в 1917 Д. Сугранесом), в архитектуре к-рого Г. умышленно обращался к готическим мотивам, отказавшись от элементов мудехара и модерна. Дворец возведен на развалинах замка, построенного в 1409 г. последним королем каталон. династии Марти для молодой супруги, и потому насыщен символикой, связанной с темой непорочного зачатия Богородицы (надписи, золотые звезды на синем фоне, белоснежные стены и потолки и др.).
В этот период Г. начал работать над проектами церквей. В 1903-1914 гг. он проводил реконструкцию одного из шедевров каталон. готики - собора в Пальме (сер. XIV в.) на о-ве Мальорка, пытаясь придать его интерьерам аутентичный и совр. облик (проект осуществлен частично - из центрального нефа удален хор, сделаны светильники и др.). С 1898 г. Г. работал над проектом церкви в колонии Гуэля, из к-рого удалось осуществить только крипту (1908-1915). В этой постройке, имеющей сложный, близкий к овалу план, соответствующий в целом готической 3-нефной схеме, Г. достиг совершенства в воспроизведении природных форм (колонны, как стволы деревьев, нервюры, как ветви и ребра), в использовании природных материалов (натуральный камень и кирпич) и эффектов освещения (витражи в виде фантастических цветов, затянутые металлическими сетками). Проект церкви, существующий лишь в виде общего наброска, во многом предвосхищал формы главной постройки Г. - собора Св. Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне.
Собор Св. Семейства был заложен в 1882 г. Ассоциацией св. Иосифа Обручника на средства верующих по проекту Ф. де Паолоде Вильяра. После его увольнения (1883) работы были поручены Г., к-рым в 1884-1887 гг. была построена крипта; в 1891-1900 гг. сооружены порталы и нижний ярус вост. фасада (здание ориентировано на север). Собор был задуман как 5-нефная готическая базилика (длина главного нефа - 95 м) с 3-нефным трансептом (60 м). Высота башни, символизирующей Христа, над средокрестием должна была составить 170 м. Каждая из 4 башен 3 фасадов посвящалась одному из апостолов и увенчивалась епископской митрой. Вост. фасад в честь Рождества Христова посвящен Спасителю как Человеку, зап. фасад в честь Страстей Господних - как Христу Искупителю, главный юж., освященный в честь Славы Божией,- как Христу Судие. Изменения проекта, что типично для Г., происходили параллельно с возведением здания: в 1898-1925 гг. архитектор создал 4 варианта решения фасадов; первоначально квадратные в плане башни Г. заменил спиралевидными (впервые они возникли в его неосуществленном проекте францисканской миссии в Танжере, 1892, навеянном образами т. н. суданского стиля). После 1906 г. работы остановились и были возобновлены лишь в 1925-1930 гг., когда возвели башни вост. фасада (высота более 90 м), ставшие символом Барселоны. Порталы вост. фасада насыщены христ. символикой, выраженной в богатом скульптурном убранстве, и посвящены Вере (правый), Надежде (левый) и Любови (центральный). Г. предполагал сделать собор полихромным, не сохраняя естественного цвета камня: фасад Рождества задумывался в ярких, светлых тонах, фасад Страстей - в темных. При жизни Г. была осуществлена только изразцовая и стюковая отделка завершений башен (митры) и центрального портала (кипарис) вост. фасада.
После трагической гибели мастер был похоронен в крипте строящегося собора. Гипсовая модель собора и чертежи Г. почти полностью утрачены в пожаре 1936 г. Строительство собора, возведение к-рого мыслилось Г. как духовный подвиг мн. поколений, было решено продолжить. В 1954-1985 гг. в духе проектов Г. был сооружен зап. фасад, к наст. времени почти полностью возведены нефы храма. Среди католиков Испании, в особенности Каталонии, есть ревнители идеи канонизации Г., аскетический образ жизни к-рого произвел глубокое впечатление на его современников.