[арм. գաճձասար букв.- гора сокровищ(а)], мон-рь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (ист. обл. Арцах); основан до X в.
Церковь Сурб-Ованнес Мкртич (св. Иоанна Крестителя) возведена в 1216-1238 гг. кн. Арцах-Хачена Хасаном Джалалом. Строительство гавита Г. начато в 1261 г. супругой Хасана Мамкан и завершено их сыном Атабак-Иване в 1266 г. В 1271-1301 гг. Г. приобрел значительные вклады. Ок. 1400 г. Г. стал центром Албанского Католикосата (составная часть Армянской Церкви). В 1462 г. Бегум-хатун, супруга султана племенного объединения Кара-Коюнлу Джахан-шаха, утвердила права Г. и освободила его от податей; в 1487 г. Якуб-падишах, султан Ак-Коюнлу, также освободил мон-рь от податей. С сер. XV по сер. XVI в. владения Г. расширились. Восстановительные работы проводились в 1551, 1628-1633, 1653, 1781 гг., в 1689 г. была построена трапезная.
В XVIII в. Г., являвшийся очагом арм. культуры, стал центром национально-освободительного движения. В 1783 г. собравшиеся тут князья и духовенство составили письмо рус. ген. кн. Г. А. Потёмкину с обещанием помощи при освобождении Карабаха от персид. ига. После утверждения рус. владычества (1813) в 1815 г. Гандзасарский (Албанский) католикосат был переименован в митрополию, центр к-рой в 1836 г. переместился в Шушу. В 1898 г. в Г. построено 2-этажное здание школы. В 1923 г. Г. был закрыт, служба в ц. Сурб-Ованнес Мкртич возобновлена в 1988 г.
Церковь и гавит, пристроенный к ней с запада, составляют ядро архитектурного ансамбля. Церковь крестообразная, с помещениями, расположенными в 2 ярусах в углах постройки, славится резным убранством. Композиционными особенностями и мотивами близка к арм. церквам в мон-рях Арич (1201) и Ованаванк (между 1216 и 1221). Над пучковыми подкупольными пилонами высятся уходящие в перспективу стрельчатые арки, верхние украшены рельефными ячейками, вост.- рядом арочек с символическими геометрическими мотивами. От парусов выступают протомы - символы евангелистов. Выше орнаментального кольцевого карниза - цилиндрический барабан с аркатурой на сдвоенных колонках, повторяющей внешнее убранство арм. церквей. Фронтальная стенка алтарного возвышения набрана ромбовидными и треугольными блоками с изящной резьбой. Снаружи храм выглядит еще богаче. Основной объем огибает традиц. аркатура, включающая в свой ритм фасадные ниши. Нек-рые арки 3-лопастные, а над повышенными центральными арками возносятся рельефные кресты. В середине зап. из них - оригинальное по иконографии и стилю изображение Распятия: на боковых ветвях креста - крупные птицы. Члененный пучковыми колоннами барабан увенчан зонтичным шатром. В гранях барабана - орнаментированные розетки, рипиды, библейские образы и сюжеты. В нишах 2 граней зап. стороны - князья-ктиторы, возносящие над головами модели церкви, между ними - композиция «Грехопадение», над к-рой под щипцом грани - образ Христа. На юж. гранях - коленопреклоненные молящиеся фигуры, обращенные к Богоматери, под щипцом центральной грани. Тонкое плетение растительного орнамента треугольных фронтонов, обрамлений окон, рипид сочетается с обобщенно-стилизованными изображениями фигур.
Гавит перекрыт структурой сводов на скрещивающихся арках, его центральная ячейка - сталактитовым сводом со световым проемом, над к-рым снаружи возвышается 6-колонная ротонда. Богатой резьбой и полихромной кладкой оформлены порталы. По оценке А. Л. Якобсона, «этот уникальный памятник… следует считать энциклопедией армянской архитектуры XIII века».