Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВТОРОБРАЧИЕ
9, С. 725-727 опубликовано: 14 июля 2010г.


ВТОРОБРАЧИЕ

[греч. διγαμία, δεύτερος γάμος], или двубрачие, вступление в повторный (в строгом смысле термина - во 2-й) брак. Вступление в 3-й брак называют троебрачием (τριγαμία), в последующие браки - многобрачием (πολυγαμία).

Церковь всегда считала осуществлением христ. нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание церковно- и священнослужителей из людей, состоящих во В. или женатых на уже бывших замужем, и тем более вступление в повторный брак по принятии сана (1 Тим 3. 2; Апост. 17 и 18; Васил. 12; Неокес. 1; Трул. 3; в Номоканоне XIV титулов исключение делается для уже хиротонисанных чтецов и певцов, коим дозволяется вступление во 2-й брак в случае смерти супруги без права последующего рукоположения в высшие степени (9 титул, 29 гл.)). Тем не менее при определенных условиях Церковь, по слову ап. Павла, дозволяет В. как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9); «Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим 5. 14). Будучи отступлением от идеала, В. подвергается церковному наказанию, состоящему в отлучении второбрачных на нек-рое время от Причащения Св. Таин (на 1-2 года - Васил. 4; на «непродолжительное время» - Лаодик. 1). Гораздо строже церковные правила относятся к случаям троебрачия; так, свт. Василий Великий называет троебрачие «не более чем дозволенным блудом» и предписывает отлучать троебрачных на 5 лет, отмечая, что в практике его времени срок отлучения обычно составлял 3-4 года (Васил. 4 и 50). Последующие браки Церковь считает недопустимыми (Васил. 80). Подробным образом канонические вопросы, связанные со В., разобраны в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря (Алф. Синт. С. 130-138). См. также ст. Брак.

Первоначально особого чина церковного благословения В. не существовало, достаточным считалось офиц. заключение брака супругами согласно рим. законам; после определенного периода отлучения супруги вновь принимались в церковное общение. Нек-рое порицание Церковью В. выражалось, в частности, в том, что священникам запрещалось даже присутствовать на пиршестве по случаю В. (Неокес. 7; в толковании на это правило Феодор Вальсамон пишет, что в его время (XII в.) оно уже не соблюдалось).

Однако с развитием церковного чинопоследования благословения 1-го брака (см. статьи Брак, Венчание брака) встал вопрос и о церковном чине заключения В. Споры относительно самой возможности совершения священнодействия над второбрачными возникли в Византии в кон. VIII - нач. IX в. в связи с повторными браками императоров Константина V Копронима и Константина VI. Прп. Феодор Студит († 826), один из главных участников этих споров, отрицал такую возможность, упоминая, однако, при этом, что на практике второбрачных нередко венчали по обычному чину, но венцы им возлагали не на головы, а на плечи (Ep. I 50; II 191, 201 // PG. 99. Col. 1089, 1581, 1616). Отрицали эту возможность и патриарх К-польский свт. Никифор Исповедник († 828), 2-м прав. запретивший венчать второбрачных (῾Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. T. 4. Σ. 427; по одной из редакций его же 8-го прав., В. заключается без священнослужителей путем простого объявления о нем во время пира с участием 10 свидетелей - Herman. P. 471), а также патриарх К-польский свт. Фотий († 891), считавший нужным запрещать в служении священников, венчавших 2-й брак - очевидно, по чину 1-го,- без особого разрешения епископа (Ep. I 19 // PG. 102. Col. 784-785).

С новой силой споры относительно признания Церковью В. и троебрачия вообще и совершения над вступающими в повторные браки церковного чина в частности вспыхнули после 907 г., когда имп. Лев VI Мудрый по династическим соображениям вступил в 4-й брак. Патриарх К-польский Николай I Мистик не признал законность этого союза, за что лишился кафедры. По смерти имп. Льва в К-поле был созван Собор (912-913), восстановивший Николая на кафедре и подтвердивший абсолютный запрет 4-го брака. Итог спорам положил принятый Собором 920 г. «Томос единения», в к-ром В. расценивается как безусловно дозволенное в случае смерти или исчезновения без вести одного из супругов и практически не порицается по сравнению с единобрачием; троебрачие дозволяется с рядом оговорок (по достижении троебрачным 30 лет и при отсутствии у него детей он отлучается на 3 года; по достижении 30 лет и при наличии детей - на 4 года, имея затем право причащаться только трижды в году; по достижении 40 лет и при отсутствии детей - на 5 лет, имея затем право причащаться только на Пасху; по достижении 40 лет и при наличии детей троебрачие не допускается); браки после 3-го «Томос единения» безусловно запрещает (῾Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. T. 5. Σ. 4-10). Последующая визант. практика в целом следовала «Томосу единения», иногда отступая от его предписаний в сторону большей строгости, как об этом свидетельствует Феодор Вальсамон (Ibid. Т. 4. Σ. 480-481).

Одним из следствий снисхождения «Томоса единения» ко В., в частности, стало то, что в XI в. и позже второбрачных стали венчать церковно - по особому, реже по обычному чину (так, о фактической отмене прежнего правила Никифора Исповедника о запрете венчания 2-го брака говорится в ответе Никиты Ираклийского - Там же. Т. 5. Σ. 441; Требник Большой. Гл. 20). Об этом свидетельствуют канонисты кон. XI в. митрополиты Никита Ираклийский и Илия Критский (ВВ. 1895. Т. 2. С. 167; ῾Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. T. 5. Σ. 378), а также тот факт, что с XI в. в рукописях Евхология регулярно выписывается особая молитва В.: «Господи Боже наш, назвавший Авраама [Своим] другом, и Иакова наипаче возлюбивший, и Иакову в жену Лию сочетавший» (Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τὸν ᾿Αβραὰμ φίλον καλέσας καὶ τὸν ᾿Ισαὰκ ὑπερηγαπήσας καὶ τὸν ᾿Ιακὼβ εἰς γυναῖκα τὴν Λείαν συνάψας), в к-рой как обоснование В. приводятся известные случаи В. праотцов (см., напр.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 215, 366, 443, 489, 742-743, 861, 1017). При этом в рукописях Евхология нередко замечено, что в том случае, когда одна из сторон не состояла ранее в браке, а другая - второбрачная, эта молитва читается только над второбрачной стороной, а затем совершается венчание по обычному чину; в случае В. обеих сторон читается только эта молитва, к-рая может как сопровождаться, так и не сопровождаться священнодействием возложения венцов.

Та же молитва нередко выписана и в слав. рукописях XV - 1-й пол. XVII в. В древнерус. практике при совершении чина В. к этой молитве прибавлялись нек-рые второстепенные молитвословия и песнопения, а также чтения из Еф 5. 20-32 и Мф 19. 3-12 и собственно священнодействие венчания. На Руси и в др. слав. странах достаточно долго сохранялась традиция, восходящая к отмеченной еще у прп. Феодора Студита визант. практике, когда второбрачным венцы возлагались не на головы, а на плечи. При венчании второбрачной и единобрачной сторон молитва читалась только над второбрачной стороной, а затем чин совершался по уставу 1-го брака с произнесением имени единобрачной стороны прежде второбрачной; от общей чаши с вином вкушали не только супруги, но и все присутствовавшие (Дмитриевский. Богослужение. С. 402-405). Эти особенности венчания 2-го брака доныне сохраняются в рус. старообрядческой и единоверческой практике.

Кроме указанной молитвы В. в рукописях встречается иное последование В., состоящее из молитвы Κὺριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ κελεύσας ἐνωθῆναι τὸν ἄνδρα μετὰ γυναικὸς εἰς τὸ γενέσθαι αὐτοὺς εἰς σάρκα μίαν (Господи Боже наш, повелевший соединиться мужу с женой, чтобы стать им одной плотью) и главопреклонной молитвы: ῾Ο κλίνας τοὺς οὐρανοὺς καὶ καταβὰς ἐπὶ σωτηρίᾳ γένους τῶν ἀνθρώπων (Приклонивший небеса и сошедший для спасения рода человеческого) (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 126, 803). Также по рукописям известна особая молитва на троебрачие (хотя на практике чин благословения 3-го брака к XV-XVI вв. перестал существенно различаться с чином В., см.: Herman. P. 483-489): ῾Ο Θεὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ Θεὼς τῶν πατέρων ἡμῶν τοῦ ᾿Αβραὰμ καὶ ᾿Ισαὰκ καὶ ᾿Ιακὼβ (Боже, Боже наш, Бог отцов наших Авраама и Исаака, и Иакова) (Дмитриевский. описание. Т. 2. С. 717).

К XVI в. вместо отдельной молитвы в Евхологиях зачастую выписываются целые чины В., составленные с использованием элементов чинов обручения и венчания единобрачных. Так, в рукописи 1516 г. (Sinait. gr. 977) чин В. имеет следующий порядок: начальные молитвословия, молитва: Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν ἡ πρόνοια τῶν ὅλων καὶ πάσης κτίσεως δημιουργέ (Господи Боже наш, предведение всего и всякой твари Создатель), обряд соединения правых рук супругов (лат. dextrarum iunctio) со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», преподание общей чаши с вином с обычной молитвой: ῾Ο Θεὸς, ὁ πάντα ποιήσας τῇ ἰσχύϊ σου (     ), главопреклонная молитва Εὐλογητὸς εἶ, Κύριε ὁ Θεὸς ἠμῶν, ὁ διὰ συναφείας τὸ γένος τῶν ἀνθρῶπων συστησάμενος (Благословен еси, Господи Боже наш, совокуплением составивший человеческий род), молитва чина обручения ῾Ο Θεὸς ὁ αἰῶνιος, ὁ τὰ διῃρημένα συναγαγὼν εἰς νότητα (      ); на 3-й день читается обычная молитва «на разрешение чертога новобрачных» (в ркп., вероятно, ошибка: πάντας вместо παστόν): Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ παραγενόμενος ἐν Κανᾷ τῆς Γαλιλαίας (       ) (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 715-716). В рукописи 1536 г. (Ath. Laur. 21 (91)) последование В. состоит из обручения и венчания. Порядок обручения: возглас, мирная ектения, молитва ῾Ο Θεὸς ὁ αἰῶνιος, ὁ τὰ διῃρημένα συναγαγὼν εἰς νότητα, обмен супругов кольцами и лобзанием. Порядок венчания: возглас, мирная ектения, молитва В. Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τὸν ᾿Αβραὰμ φίλον καλέσας καὶ τὸν ᾿Ισαὰκ ὑπερηγαπήσας καὶ τὸν ᾿Ιακὼβ εἰς γυναῖκα τὴν Λείαν συνάψας, возложение венцов (только в случае единобрачия одной из сторон), молитва ῾Ο Θεὸς ὁ Θεὸς ἡμὼν, ὁ Θεὼς τῶν πατέρων ἡμῶν τοῦ ᾿Αβραὰμ καὶ ᾿Ισαὰκ καὶ ᾿Ιακὼβ (молитва троебрачия), преподание меда (вместо Причащения Св. Таин, к-рое с канонической т. зр. не может входить в состав чина благословения В.; впрочем, в чине В. по ркп. S. Sepulcri. 134 (593), 1584 г., Причащение указано), преподание общей чаши с вином, шествие по храму с пением тропаря   , обряд соединения правых рук супругов, священнический возглас-наставление жениху, многолетие.

Согласно принятым ныне в правосл. Церкви изданиям Евхология и Требника, чин обручения и венчания В. имеет следующий порядок: возглас    , обычное начало с тропарем дня, сокращенная мирная ектения с прошениями о супругах, обычные молитва: ῾Ο Θεὸς ὁ αἰῶνιος, ὁ τὰ διῃρημένα συναγαγὼν εἰς νότητα (      ) и главопреклонная молитва обручения: Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τὴν ἐξ ἐθνῶν προμνηστευσάμενος ἐκκλησίαν (       ), обручение супругов с обычными словами, молитва: Δέσποτα Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πάντων φειδόμενος, καὶ πάντων προνοούμενος (          ) и главопреклонная молитва В.: Κύριε, ᾿Ιησοῦ Χριστὲ, Λόγε τοῦ Θεοῦ, ὁ ὑψωθεὶς ἐπὶ τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ (           ), обычная молитва венчания: ῾Ο Θεὸς ὁ ἅγιος, ὁ πλάσας ἐκ χοὸς τὸν ἄνθρωπον (      ), венчание супругов с обычными словами, чтения (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие) по чину венчания единобрачных, сокращенная сугубая ектения, обычная молитва венчания: Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ ἐν τῇ σωτηριώδει σου οἰκονομίᾳ καταξιώσας ἐν Κανᾷ (          ), просительная ектения, «Отче наш», преподание общей чаши с вином с обычной молитвой: ῾Ο Θεὸς, ὁ πάντα ποιήσας τῇ ἰσχύϊ σου (     ), шествие вокруг аналоя с пением тропарей:   ,   и     , снятие венцов с обычными священническими возгласами-поздравлениями супругам (    ,       ), 2 обычные заключительные молитвы: ῾Ο Θεός, ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ παραγενόμενος ἐν Κανᾷ τῆς Γαλιλαίας (       ) и ῾Ο Πατήρ, ὁ Υἱὸς καὶ τὸ ἅγιον Πνεῦμα (     ), отпуст венчания. Т. о., по совр. богослужебным книгам В. благословляется фактически по чину благословения единобрачия с незначительными сокращениями; единственное существенное отличие - вставка в чин 2 молитв В. (Δέσποτα Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πάντων φειδόμενος, καὶ πάντων προνοοὺμενος и Κύριε, ᾿Ιησοῦ Χριστὲ, Λόγε τοῦ Θεοῦ, ὁ ὑψωθεὶς ἐπὶ τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ) покаянного характера.

Лит.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Рус. Церкви в XVI в. Каз., 1884. С. 402-406; Громогласов И. М. О вторых и третьих браках в правосл. Церкви // БВ. 1902. Т. 3. № 9. С. 23-41; № 10. С. 149-168; № 11. С. 291-304; Herman E. Εὐχὴ ἐπὶ διγάμων // OCP. 1935. Vol. 1. P. 467-489.
Диак. Михаил Желтов
Ключевые слова:
Церковное и каноническое право Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Таинство брака Второбрачие или двубрачие, вступление в повторный (в строгом смысле термина - во 2-й) брак
См.также:
ВЕНЧАНИЕ БРАКА основная часть чина церковного благословения брака
ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ природные элементы, используемые при совершении таинств и иных священнодействий
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АДВЕНТ в западном богослужении период, предшествующий празднику Рождества Христова
АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице