[древнеинд. , букв.- препятствие, преграда, сопротивление], в древнеинд. мифологии змей, уничтоженный богом-воином Индрой. Победа Индры над В.- центральный сюжет ведийской мифологии, ядро древнейшего индоевроп. змее- или драконоборческого мифа. В., изначальный враг Индры,- один из данавов, сыновей Дану, матери демонов-асуров. Змеиная природа В. подчеркивается в Ригведе эпитетами «бесплечий», «безрукий», «безногий», упоминанием 99 и 9 его колец (РВ V 29, 6). «Разрастающийся, злобный» (РВ III 30, 8), «раскинувшийся, ненасытный» (РВ IV 19, 3), «кутающийся в туман» (РВ II 30, 3), В. лежит на горе, плавающей в первозданном океане (иногда гора мыслится внутри его), и преграждает путь живительным водам, реке или рекам. Индра освобождает воды (а также свет, солнце, коров и т. д.), дубиной-ваджрой раскалывая гору и сокрушая спину, голову, пасть, челюсти В., расчленяя его тело на куски. В. обладает хитростью и колдовскими чарами, поэтому в битве с ним Индра использует также хитрость и колдовскую силу. Символический смысл образа В. объясняется по-разному. В нем видят отражение природных феноменов (зимний холод, сковывающий реки, запруды из-за обвалов и селей), воплощение чуждого этноса: его называют Дасой (РВ V 30, 9), ненавистником молитвы (РВ III 30, 17), т. е. ведийской обрядности. В рамках космогонической интерпретации подвига Индры В. предстает как олицетворение инертности хаоса, его сопротивления силам жизни, свету и благу.