[Гильом; лат. Gullielmus, Willelmus; франц. Guillaume de Volpiano] (962-1031), св. (пам. зап. 1 янв.), аббат мон-ря Сен-Бенинь (Дижон, Франция), один из активных проводников клюнийской реформы. Основным источником о жизни В. является житие, написанное в сер. XI в. клюнийским мон. и учеником св. Рудольфом Глабром (Vita Sancti Guillelmi abbatis Divionensis // PL. 142. Col. 697-720).
Согласно сочинению Глабра и др. жизнеописаниям (Chronicon St. Benigni / Ed. Bougaud. Dijon, 1875 // Analecta Divionensia. T. 9; PL. 141. Col. 851-870), В. был сыном графа Роберта ди Вольпиано, а его крестным был герм. имп. Оттон I. Род. в фамильном замке на о-ве Сан-Джулио (оз. Орта, к северу от Новары, Пьемонт, Италия). В возрасте 7 лет был отдан в бенедиктинский мон-рь Сан-Микеле ди Лучедио близ Верчелли, где получил образование и принял постриг. В 987 г. перешел в Клюни к аббату св. Майолю, к-рый годом позднее поручил В. восстановление мон-ря св. Сатурнина на Роне близ Авиньона. Бруно, еп. Лангрский, оценив организаторские способности В., попросил его возглавить пришедшее в упадок аббатство Сен-Бенинь (названное в честь св. Бенигна, просветителя Дижона). В 990 г. В. был рукоположен во священника и назначен аббатом Сен-Бенинь. В результате его активной деятельности возросло число монастырской братии, возродился духовный авторитет аббатства. Вскоре еп. Бруно поставил В. во главе всех мон-рей своего диоцеза, т. о. под началом святого находилось ок. 40 обителей и 1200 монахов. Ок. 1001 г. В. основал аббатство Фруттуария в честь св. Бенигна и составил свод монашеских правил, получивший название «Consuetudines Fructuarienses». Свод относится к т. н. клюнийской группе монашеских правил, но отличается особой строгостью и более, чем др., близок к Уставу прп. Венедикта Нурсийского. «Сonsuetudines» быстро распространились на территории Ломбардии, Лотарингии, Бургундии и Нормандии и были приняты в ряде мон-рей, таких как св. Аполлинария в Равенне, св. Амвросия в Милане, св. Иуста в Сузе, а также оказали влияние на уставы нек-рых мон-рей в Германии, Англии и Польше.
При В. аббатство Сен-Бенинь в Дижоне стало одним из центров образования и культуры во Франции XI в., в мон-рях основывались школы как для монахов, так и для мирян, б-ки, певч. уч-ща. В 1001-1018 гг. был отреставрирован и перестроен кафедральный собор в честь св. Бенигна.
В.- автор 7 проповедей и одного богословского трактата «De vero bono et contemplatione divina» (Об истинном благе и божественном созерцании, опубликованы в издании: Chevalier G.). Сохранились также 2 письма В. к папе Иоанну XIX (PL. 141. Col. 1155-1157C), в одном из к-рых аббат выступает с обличением симонии, и письмо к известному деятелю клюнийского движения аббату Одилону (PL. 141. Col. 869-871). В конце жизни В. жил в мон-ре Фекан в Нормандии.