ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах [араб. ] (654 или 655, с. Замар, Йемен - 728 или 732, Сана, Йемен) , мусульм. ученый-традиционалист, принадлежавший к табиун, т. е. к поколению передатчиков предания, получавших информацию непосредственно от сподвижников Мухаммада. Большую часть жизни провел в Сане. Отец В. вел свой род от персов, к-рые завладели Йеменом в конце правления Хосрова I Ануширвана. По преданию, его предки были выходцами из Герата, их родословие, восходящее к шаханшаху Замаспу, сыну Пероза (496-498/9), сомнительно. Мать В. принадлежала к химьяритам, т. е. к коренному оседлому населению доисламской Юж. Аравии, и говорила на «химьяритском языке» (по-видимому, на одном из местных бесписьменных диалектов). Семья В. приняла ислам ок. 630 г., и он с рождения воспитывался как мусульманин, поэтому упоминание его среди «людей Писания», обратившихся в ислам, недостоверно.
В. прославился как один из образованнейших людей своего времени, прекрасный знаток Библии, иудейских и христ. преданий. Приводимые им этимологии имен библейских патриархов, а также переведенные на араб. подлинные цитаты из Свящ. Писания показывают, что он владел древнеевр. и сир. языками. При этом он не проявлял интереса к эпиграфике древнего Йемена, к-рая, очевидно, четко ассоциировалась у него с язычеством. Знание сир. языка, а также ссылки на евангельскую традицию свидетельствуют о принадлежности его предков (вероятно, по материнской линии) к южноаравийским христианам. Во многом благодаря В. их культурное наследие обогатило мусульм. традицию. Приблизительно из 10 приписываемых ему произведений сохранились до наст. времени история царя Давида, книга о походах Мухаммада, а также предание о царях Химьяра в переработке ибн Хишама, т. н. Книга диадем. В. также приписывается первоначальная версия мусульм. псевдо-Псалтири Давида (Забур Дауд), составленной в подражание Корану. Часто В. выдавал за отрывки из древних пророческих книг благочестивые изречения, сочиненные другими или даже им самим. Отсюда явно фантастические сведения о 92 писаниях, с к-рыми он ознакомился.
В. вел благочестивый образ жизни и был тверд в вере. Обратил в ислам йеменского христианина Гавриила, у к-рого изучал Евангелие. Был имамом (настоятелем мечети) жителей Саны, а при халифе Умаре II (717-720) занимал в этом городе пост кади (мусульм. судьи). Интересовался богословскими вопросами: из кадарита (сторонника свободы воли) стал приверженцем абсолютного Божественного предопределения, ссылаясь при этом на писания иудеев и христиан. Скончался после побития палками, к к-рому его приговорил йеменский наместник. Могила В., расположенная рядом с соборной мечетью Саны, почитается до наст. времени.