[Вальбурга, Гальбурга; лат. Walburga, Gualburgis] (ок. 710-779), прп. (пам. зап. 25 февр., 1 мая), аббатиса Хайденхаймская. Дочь англосакса Рихарда, сестра святых Виллибальда, еп. Айхштеттского, и Вунибальда Хайденхаймского. Род. в Англии, воспитывалась в мон-ре Уимборн (Юж. Англия). Вместе со святыми Лиобой и Феклой была призвана родственниками содействовать св. Бонифацию (Винфриду) в проповеди Евангелия в Германии. Здесь В. сначала подвизалась под рук. св. Лиобы в мон-ре Бишофсхайм близ Могонциака (совр. Майнц), затем основала жен. общину в Хайденхайме (епископство Айхштетт), где уже был мон-рь, основанный Вунибальдом. После его смерти в 761 г. В. объединила под своим управлением жен. и муж. мон-ри, к-рые в это время стали центрами христианства в Германии.
В 870 г. Откар, еп. Айхштеттский, перенес мощи В. в свой кафедральный город, в выстроенный в его честь мон-рь при ц. Св. Креста, где они были помещены в мавзолей. В 893 г. еп. Эрханбольд открыл мощи для всеобщего почитания.
В.- одна из самых почитаемых в Германии святых, части ее мощей находились как в Германии, так и за ее пределами. В 893 г. частица мощей была перенесена в жен. мон-рь Монхайм. В 1060 г. Аннон II, архиеп. Кёльнский, передал главу и жезл святой в мон-рь Вальберберг (Кёльнское архиеп-ство). Еще одна частица мощей оказалась в мон-ре Вальбург в Эльзасе (выстроен герц. Фридрихом II в 1074). Среди мест особого почитания В. в Германии: Ламберг близ г. Хам (еп-ство Регенсбург), Эренбюрг возле г. Форххайма (еп-ство Бамберг), Альфен и Вормбах (еп-ство Падерборн), Зандвайер (еп-ство Фрайбург) и Вальбургисберг возле Вешница (архиеп-ство Майнц).
В кон. IX в. часть мощей В. была перенесена в Фюрн (совр. Вёрне, Бельгия), откуда ее почитание распространилось во Фландрии и Сев. Франции. Одним из центров почитания В. был г. Антверпен. В Сев. Нидерландах мощи В. находились в графстве Гелдерн (совр. пров. Гелдерланд), в г. Тил, откуда в 1315 г. были перенесены в Арнем, Зютфен и Гронинген. Во Франции кор. Карл Лысый (843-877) построил часовню (ораториум) в честь В. при дворце в Аттиньи, впосл. она была разрушена норманнами; восстановлена на новом месте Гуго, гр. Шампани, ок. 1102 г. (совр. Сент-Вобур). От мощей В. в различных местах совершались чудеса и подавались исцеления (по сообщению Филиппа, еп. Айхштеттского, от мощей истекал елей).
Первое житие В. написано пресв. Вольфхардом из мон-ря Херриден (еп-ство Айхштетт) и состоит из 4 книг, в к-рых неск. глав посвящены жизни В.; большая часть произведения представляет собой повествование о ее посмертных чудесах. Второе житие написано Адельбольдом, еп. Утрехтским (1010-1027), в последних главах он повествует о чудесах, бывших от мощей В. в Тиле. Стихотворное житие написано неким Медибардом или Медингаудом. Жизнеописание В. включил в свое «Историческое предание» (Relatio historica) Альдеберт Хайденхаймский. Пятое житие было написано Филиппом, еп. Айхштеттским ок. 1306 г.
Праздник начала весны у древних германцев и по средневек. нем. народным поверьям праздник ведьм («великий шабаш»), отмечавшийся в ночь на 1 мая, получил название Вальпургиевой ночи из-за совпадения с празднованием 1 мая памяти В.
Обычно В. изображается как аббатиса с посохом в одной руке и книгой в другой, иногда над ее головой появляется корона.
В правосл. слав. книжности обращение к В. с просьбой о заступничестве содержится (в форме «Валъпурга») в «Молитве на дьявола», авторство к-рой в последнее время предположительно приписывается св. Мефодию, архиеп. Моравскому (Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 77-79), а также (в искаженном виде «Каръпрогия») в «Молитве потребной всем святым и на всяк день» (Соболевский А. И. Мат-лы и исслед. в собласти слав. филологии // СбОРЯС. СПб., 1910. Т. 88. С. 39).