[лат. Buridanus] Иоанн (Жан) (ок. 1300, Бетюн, Сев. Франция - 1358, Париж), средневек. философ и ученый. Учился и преподавал (с нач. 20-х гг.) в Париже; дважды (в 1328 и 1340) занимал должность ректора Парижского ун-та. В отличие от большинства совр. ему профессоров ун-та не принадлежал ни к какому монашескому ордену, не изучал и не преподавал теологию, ограничив круг своих исследовательских и преподавательских интересов философией. Основные его труды - комментарии (expositiones) и «вопросы» (quaestiones) к сочинениям Аристотеля (Б. прокомментировал почти все произведения Аристотеля по логике, физике, метафизике, психологии, этике). Кроме того, им был написан «Малый свод логики» («Summulae logicae», или «Summulae de dialectica»), задуманный как комментарий к «Малому логическому своду» Петра Испанского, а также ряд небольших самостоятельных произведений, посвященных преимущественно проблемам логики.
Б. являлся одной из центральных фигур в номинализме XIV в. Испытав влияние учения Уильяма Оккама (прежде всего это касается отрицания существования общих понятий «extra animam» (вне души) и признания существования лишь единичных вещей), он тем не менее в ряде вопросов занимал более гибкую позицию, нежели Оккам и др. номиналисты, а потому многочисленные запреты и осуждения этого учения Парижским ун-том (1326, 1339, 1340) не повлияли на репутацию и карьеру Б. существенно. В вопросе о взаимоотношении богословия и философии Б. стремился к установлению четких границ между областью веры и областью разума. По его мнению, богословие принципиально отлично от философии, потому что его исходные принципы не очевидны для разума. Он подчеркивал, что «богословие является более высокой дисциплиной и мудростью в собственном смысле слова» (Quaest. in Metaph. I 2), а также не отрицал, что философия в определенных аспектах может использоваться как инструмент богословского исследования: защищая в полемике с Николаем Отрекурским принцип причинности, Б. обосновывал возможность философского доказательства существования Бога.
Учение Б. о душе в значительной степени было предопределено принципами, к-рые разграничивали сферы богословия и философии. Б. полагал, что философское и естественнонаучное знание о душе ограничивается знанием о проявлениях ее деятельности в теле, а исследование «сущности души» относится к области теологии. В вопросе о соотношении воли и разума его учение характеризуется как умеренный моральный детерминизм. С т. зр. Б., выбирая между меньшим и большим благом, при условии, что разум отчетливо постигает их как большее и меньшее, человек не может избирать меньшее (отсюда и знаменитый «Буриданов осел», к-рый должен умереть с голоду, находясь между 2 одинаковыми охапками сена, поскольку не может выбрать одну из равных). Тем не менее Б. признает нек-рую свободу воли, поскольку при определенных обстоятельствах она может приостановить активность разума и осуществление выбора.
Научным достижением Б. является т. н. теория «импетуса» (лат. impetus - толчок, порыв), объясняющая движение тел, продолжающееся при отсутствии непосредственного контакта с внешним двигателем; она предвосхищала закон инерции. Эту теорию Б. прилагал и к небесным телам, что вело к изменению характерного для античной и средневек. физики представления о кардинальном различии между надлунным и подлунным миром и предвосхищало более поздние физические теории Нового времени.