Бродóвич Иосиф Александрович (1871, Волынская губ.- после 1917?), правосл. богослов, библеист. Род. в семье священника. В 1884-1887 гг. обучался в Житомирском ДУ, в 1887-1893 гг.- в Волынской ДС. В 1897 г. окончил КДА со степенью канд. богословия. Канд. соч. Б. «Книга пророка Осии» было признано рецензентами (проф. А. А. Олесницким и В. П. Рыбинским) весьма удовлетворительным и рекомендовано к переработке в магист. диссертацию. По определению ученого cовета академии Б. был оставлен профессорским стипендиатом на 1897/98 уч. г. и назначен исполняющим должность доцента по кафедре общей церковной истории. В 1899 г. церковно-археологическое об-во избрало его помощником зав. церковно-археологическим музеем при КДА. Под рук. профессора этой кафедры архим. Димитрия (Ковальницкого) Б. подготовил и в дек. 1900 г. представил в совет КДА в переработанном виде соч. «Книга пророка Осии: введение и экзегезис» в качестве магист. диссертации. За это сочинение он был удостоен Макария (Булгакова), премией. После защиты, в нояб. 1901 г., Святейший Синод утвердил Б. в степени магистра богословия, а в дек. удостоил звания доцента. 1 апр. 1903 г. Б. был переведен в Харьковский ун-т и после конкурса назначен на должность экстраординарного профессора по кафедре истории Церкви.
Магист. сочинение Б. является первым и единственным комментарием на рус. языке библейской Книги пророка Осии, включающим текстологический анализ LXX и MT и подробный анализ лексического состава книги. Исследуя обстоятельства и место написания книги, Б. в противовес зап. комментаторам доказывает ее подлинность, с помощью анализа содержания и языка книги показывая несостоятельность мнений о ее принадлежности разным авторам и наличии многочисленных интерполяций. Слабой стороной работы, как отмечали рецензенты, являлось использование комментатором сир. и арам. источников только в переводах. Б. полемизирует с представителями т. н. эволюционной гипотезы (Ю. Вельгаузен, К. Г. Граф, А. Кюнен, Р. Сменд, Б. Штаде и др. ), к-рые на примере прор. Осии обосновывали идею позднейшего происхождения монотеизма. Б. считает, что о пророке можно говорить лишь как об обличителе и вразумителе народа, призывающем вернуться к изначальному откровению. В отличие от протестант. библеистов Б. показывает, что Осия не был принципиальным противником отраженной в Пятикнижии культовой традиции, а боролся только с языческими влияниями. Последующие авторы, занимавшиеся этой темой, в своих исследованиях во многом опирались на его книгу (свящ. Е. Капралов, В. С. Яворский). Б. также автор многочисленных статей и рецензий в периодических изданиях.