[лат. Brigita, Brigida, Brigit; ирл. Bríd от brig - сила] (ок. 452 или 456, Фохарть, близ Дандолка, Ирландия - 525), св. (пам. зап. 1 февр.), прозванная Гэльской Марией. Несмотря на популярность Б., традиция противоречива в изложении фактов ее жития. По общему мнению, она род. в Фохарте (название места происходит от племени фохарть (Fothairt), к к-рому принадлежала Б.) в семье христиан, крещенных cв. Патриком, и была дочерью рабыни. От cв. еп. Мела Б. приняла постриг или, по др. версии, даже была возведена в епископский сан. Совместно с еп. Конлаэдом основала жен. мон-рь Килль Даре (ирл. Cill Daire - церковь дуба, совр. Килдэр), ставший к сер. VII в. главным религ. центром Юго-Вост. Ирландии. Одной из обязанностей монахинь, как и рим. весталок, было поддержание священного огня в мон-ре.
Б. ассоциируется с одной из 3 одноименных кельт. богинь, упомянутых в «Словаре Кормака» (Sanas Cormaic, IX в.), покровительниц мудрости, врачевания и кузнечного дела, культ к-рых был связан с огнем. Но также есть упоминания о богине Б., дочери верховного божества Дагды. В поэме, авторство к-рой приписывается Б., строка «Мне бы быть великим озером эля для Царя Царей» намекает на дохрист. ритуал вкушения одурманивающего напитка при бракосочетании короля с богиней этой местности. День поминовения Б. совпадает с языческим праздником Имболк.
В легендах VIII в., связанных с историей соглашения мон-рей Арма и Килль Даре о размерах парухий (монастырских владений), приводится рассказ о встрече Б. и св. Патрика. Наряду со святыми Патриком и Колумбой Б. почитается как покровительница Ирландии. В ее честь в 1-й пол. VII в. был составлен гимн «Brigit bé bithmaith…» (Бригита, жена вечнодобрая), возможно, древнейший гимн на ирл. языке (приписывается св. Ултану). Лат. житие, составленное Когитозом (т. н. Второе житие), является самым ранним агиографическим сочинением в ирл. Церкви (ок. 650). Ирл. житие датируется IX в. На континенте Б. впервые упомянута в поэме Алкуина († 804). Стихотворное житие составлено Донатом, еп. Фезул (сер. IX в.). О популярности Б. на континенте говорит тот факт, что сочинение Когитоза сохранилось только в рукописях неирл. происхождения. Служба, посвященная Б., содержится в Миссале Тела Христова (Oxf. Corpus Coll. MS, ок. 1136-1157). Считается, что мощи Б. находятся в Белене (Португалия) и Брюгге (Бельгия). Почитается также на Канарских о-вах.