Бохтúшо [Бахтишу; араб. ], знаменитая на Ближ. Востоке в VIII-XI вв. династия врачей-христиан. Происходили из сирийцев-несториан из г. Гундишапур (араб. Джунди-Сабур, сир. Бет-Лапат), славившегося своей медицинской школой. Основоположник династии Джурджис ибн Бохтишо († 769), глава местного госпиталя, автор медицинских трактатов, был в 765 г. приглашен к халифу аль-Мансуру, страдавшему от болей в желудке. Исцелив халифа, Джурджис остался при дворе, однако перед смертью испросил разрешения вернуться на родину и был отпущен с большим почетом. Его сын Бохтишо, к к-рому перешло заведование госпиталем в Гундишапуре, был вызван в Багдад халифом аль-Махди (775-785) к тяжело заболевшему наследнику. Несмотря на успешное исцеление больного, Бохтишо вынужден был впосл. покинуть столицу из-за интриг соперников. В 787 г. халиф Харун ар-Рашид, страдавший от головных болей, снова призвал его ко двору и сделал своим личным врачом. После смерти Бохтишо в 801 г. эту должность унаследовал его сын Джибраил, уже снискавший известность как искусный врач (медицинские знания того времени передавались от отца к сыну как секреты профессионального мастерства). Во время предсмертной болезни Харуна ар-Рашида в 809 г. Джибраил впал в немилость за свои слишком откровенные прогнозы и консультации. Некий епископ, лечивший Харуна ар-Рашида после Джибраила, еще более настроил против него халифа, к-рый приговорил его к смерти. Однако везир намеренно промедлил с исполнением приговора, Харун ар-Рашид умер, а его сын аль-Амин снова сделал Джибраила придворным врачом. После свержения в 813 г. аль-Амина его братом аль-Мамуном Джибраил провел неск. лет в заточении, в 817 г. был освобожден и приближен ко двору, через 3 года снова попал в опалу и был заменен своим зятем Михаилом. Однако в 827 г., когда Михаил не смог исцелить халифа от болезни, аль-Мамун в очередной раз призвал в Багдад Джибраила, а затем в благодарность за свое быстрое выздоровление вернул ему придворный пост и все конфискованное имущество. Джибраил умер в следующем году и был похоронен в одном из багдадских мон-рей. Сын Джибраила Бохтишо II († 870) состоял личным врачом халифов аль-Мамуна, аль-Васика и аль-Мутаваккиля; его блестящая карьера также неоднократно прерывалась периодами опалы: по приказу аль-Мутаваккиля в 858 г. он был бит плетьми и сослан на Бахрейн, а потом снова бит плетьми и закован в цепи. Из др. представителей этой династии известны Юханна (Яхья) († 912), Бохтишо III († 941), придворный медик халифов аль-Муктадира и ар-Ради, и Джибраил II, славившийся во 2-й пол. X в. по всему Ближ. Востоку. Он жил в Багдаде и периодически выезжал для медицинских консультаций ко дворам соседних мусульм. правителей, посетил в Ширазе буидского султана Адуд ад-Даула, отклонил предложение фатимидского халифа переселиться в Каир и, наконец, во время визита к эмиру Майафарикина был насильственно удержан им в этом городе, где и скончался в 1005 г. Там жил и его сын Абу Саид Убайдаллах († 60-е гг. XI в.), единственный из представителей династии, чьи лит. труды сохранились, в т. ч. словарь медицинско-философских терминов и трактат о природе любви.
В халифате Омейядов и Аббасидов христиане, носители высокоразвитой культурно-цивилизационной традиции, играли важную роль в гос. управлении, науке и искусстве. Медицина и фармакология были долгое время почти монополизированы христианами и иудеями, что вызывало определенное недовольство в мусульм. среде. В XIII в. араб. ученый Ибн Абу Усайбия составил свод биографий знаменитых врачей средневек. Востока, и 66% из приведенных там персоналий были христианами. Всего за первые 6 веков существования мусульм. цивилизации известно 215 врачей-христиан. Представители клана Б. были самыми знаменитыми в этом ряду.