[Боспор Киммерийский; греч. Βόσπορος, Βόσφορος], историческая область в Сев. Причерноморье, на Таманском и Керченском п-овах. Сформировалась в процессе греч. колонизации сев.-вост. побережья Понта Эвксинского, автохтонным населением к-рого, согласно античным легендам, были киммерийцы. В VI в. до Р. Х. выходцы из Милета основали на Керченском п-ове колонии Пантикапей (Боспор, древнерус. Корчев, совр. Керчь), ставший впосл. важнейшим портом и центром греч. колонизации на Б., Нимфей, Тиритаку, на Таманском п-ове - Кепы. Ионийцами и лесбосцами на Таманском п-ове была основана Гермонасса (хазар. Таматарха; визант. Матраха; древнерус. Тмутаракань), теосцами - Фанагория. В V в. до Р. Х. образовалось Боспорское царство со столицей в Пантикапее, объединившее греч. колонии Б., соседние земли Вост. Крыма, заселенные скифами, а также территории Тамани, Н. Кубани и Вост. Приазовья, заселенные меотами. Возникли новые города: Китей, Киммерик, Феодосия на Керченском п-ове, Горгиппия на Таманском, в устье Дона крупнейшим центром с III в. до Р. Х. стал Танаис. Захватив плодородные земли, Боспорское царство стало крупнейшим экспортером хлеба в Грецию; сохранялись интенсивные экономические связи с метрополией. В эпоху расцвета (с IV-III вв. до Р. Х.) в городах Б. велось интенсивное монументальное строительство, возводились храмы, усыпальницы боспорской знати (гробницы в Царском, Золотом, Б. Близнице и др. курганах) украшались росписями, в Пантикапее существовал театр. Распространены были культы Аполлона (исследован монументальный храм в Пантикапее) и Афродиты, земледельческий культ Деметры, с V в. до Р. Х. известен культ Кибелы, равно как и культы местных богов автохтонного населения Б.
В кон. II в. до Р. Х. под угрозой экспансии Скифского гос-ва боспорский царь передал власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору; Митридат втянул Б. в борьбу с Римом, что вызвало восстания в боспорских городах; понтийский царь покончил с собой в Пантикапее в 63 г. до Р. Х. Б. оказался в политической зависимости от Рима, его цари становились пожизненными верховными жрецами культа августов (рим. императоров). Царица Динамия ок. 14 г. до Р. Х. переименовала Боспор в Кесарию в честь Августа (возможно, к этому названию восходит позднейшее тюрк. наименование города Керчь и слав. Корчев). В I-II вв. по Р. Х. наступает эпоха стабилизации экономики, строятся новые города (Илурат), происходит проникновение сарматского населения на Б., скифы (тавроскифы) постепенно вытесняются. В городах Пантикапее, Фанагории, возможно, Горгиппии и Танаисе появляются иудейские общины. С появлением иудеев связывается распространение на Б. монотеистического культа Бога Высочайшего, явлений прозелитизма и квазипрозелитизма как среди вольноотпущенников, оказывавшихся (судя по манумиссиям) под опекой общины иудеев (при синагоге), так и среди высших слоев: согласно самой поздней из боспорских надписей, упоминающих Бога Высочайшего, наместник Феодосии Аврелий Валерий Строг в 306 г. построил молельню Богу Высочайшему. Монотеистический культ господствовал среди членов культовых союзов (фиасов) в Танаисе.
Распространение монотеистической традиции способствовало проникновению христианства на Б. Первые предметы христ. культа - перстни-печатки с изображениями крестов и рыб - обнаружены еще в языческих погребениях 1-й пол. III в. В IV в. в боспорских городах (Пантикапее, Илурате) появляются первые христ. некрополи. К 304 г. относится надгробная надпись Евтропия из Пантикапея - первый датированный христ. памятник в Сев. Причерноморье. К 325 г. формируется Боспорская епископия: на Никейский Собор прибыл Боспорский еп. Кадм (в греч. версии списка участников) или Домн (в синайской и араб. версиях). Одновременно с сер. III в. усиливаются вторжения варваров - готов, герулов и боранов - на Б. В 70-х гг. IV в. нашествие гуннов привело к гибели Боспорского гос-ва.
Христ. общины уцелели в переживших нашествие городах - Боспоре, как стал называться в раннее средневековье превратившийся в небольшой городок Пантикапей (там открыт склеп 491 г. с надписями, передающими тексты Трисвятого, 90-го псалма и др.), его пригороде Тиритаке, Матрахе (на месте Гермонассы) и др., в новых центрах, прежде всего в Сугдее (древнерус. Сурож, совр. Судак). Их дальнейшая история связана с историей епархий К-польского Патриархата (Зихийская епархия, включавшая Тамань, Сугдейская епископия и др.). В 1-й пол. IX в. Епифанием Монахом было составлено Житие Андрея Первозванного, согласно к-рому апостол посетил с проповедью Аланию, Зихию, Б., затем Феодосию и Херсонес.
Боспорская епископия наряду с Херсонской является древнейшей в Крыму (обе упомянуты в Псевдо-Епифаниевом списке епархий 680-681 гг. как части диоцеза Зихия). Свидетельства истории собственно Боспорской епископии связаны с известиями об участии епископов Б. в церковных Соборах: неназванный епископ присутствовал на Никомидийском в 344 г., Евдоксий - на К-польском в 448 г., Эфесском в 449 г., К-польском в 459 г. Подпись Боспорского еп. Иоанна стоит под посланием К-польского Собора 519 г. к Патриарху Иоанну, он присутствовал на К-польском Соборе 536 г. В подписях под документами Вселенского VII Собора 787 г. есть имя Давида, «диакона святейшей Церкви Боспорской», к-рое тот поставил «вместо Андрея, достопочтеннейшего епископа своего». В VI в. Боспорская епископия включена в число кафедр К-польского Патриархата. Б. занимает 25-е или 29-е место в списке автокефальных архиепископий К-польского Патриархата (Darrouzès. Notitiae. N 1-5). Боспорский еп. Лука присутствовал на К-польском Соборе 879-880 гг.
За господство над Б. с VI в. боролись Византия и гунны, тюрки, с VII в.- Хазарский каганат, к-рому Б. был подвластен до IX в. Визант. хронист Феофан Исповедник свидетельствует, что в 527 или 528 г. один из боспорских гуннских вождей Горда был крещен в К-поле имп. Юстинианом I и отослан назад охранять Б.; когда новокрещеный правитель велел переплавить идолов, гунны подняли восстание и, захватив Б., убили его. Юстиниан отправил войско, отогнавшее гуннов и восстановившее власть над Б. (Theoph. Chron. P. 175).
К периоду хазар. господства относится деятельность в Крыму архиеп. Сугдеи свт. Стефана Сурожского. С упрочением позиций христ. еркви на Боспоре, видимо, была связана миссия Константина Философа и Мефодия в 861 г.: по археологическим данным, на поселениях болгар, подвластных каганату, во 2-й пол. IX в. восстанавливаются храмы (небольшие по размеру, на уцелевших фундаментах прежних визант. церквей). В письме Боспорскому еп. Антонию (60-е гг. IX в.) Патриарх Фотий поддерживает усилия епископа в стремлении крестить иудеев: «Если же ты и живущих там иудеев, пленив в послушании Христу, приведешь, как ты написал, от сени и буквы к Благодати, я получу в изобилии прекрасные плоды добрых надежд, какие я всегда питал относительно тебя» (Phot. Ep. 97). Вероятно, к кон. IX в. Византия восстанавливает власть над Б. (Керчью). Тогда же в Б. было возобновлено строительство в технике смешанной кладки из плинфы и камня дошедшего до наших дней трехапсидного крестово-купольного храма Иоанна Предтечи (по материалам раскопок Т. И. Макаровой и др., кон. IX - нач. X в.; перестроен в XIV в., некрополь при храме существовал до XIX в.). Купол храма опирается на 4 колонны серого мрамора с коринфскими капителями более ранней постройки, чем сама церковь.
В кон. X-XI в. на Б. (Корчев), если опираться на надпись на Тмутараканском камне (1068), претендует древнерус. Тмутараканское княжество. С Корчевом предположительно идентифицируется г. Росия, упомянутый в XII в. араб. географом аль-Идриси. К кон. XI в. при Алексее I Комнине Б., как и Таматарха, оказывается под властью Византии. Предполагается, что император был заинтересован в освоении нефтеносных районов,- многочисленные обломки амфор, содержавших нефть, употребляемую для получения «греческого огня», обнаружены как на Тамани, так и в Б. Вместе с тем сохранялись традиц. отрасли экономики: земледелие и рыболовство (свидетельство тому - множество цистерн для засолки рыбы в Б. и в пригороде Тиритаке); торговый флот составлял ок. 100 судов. В правление того же Алексея I при Патриархе Евстратии была проведена церковная реформа (1081-1084), по к-рой крымские архиепископии Херсона, Сугдеи и Б. были отделены от диоцеза Зихия. При имп. Андронике II (1282-1328) Б. был возведен в ранг митрополии.
В XIII в. Б. был разорен монголо-татарами (затем ногайцами в 1299) и запустел: Ибн Баттута в 30-х гг. XIV в. упоминает лишь уцелевшую церковь (Иоанна Предтечи). Тогда же город становится венецианской, затем генуэзской колонией Воспоро (Черкио - Керчь). Под 1308 г. в городе упомянут католич. епископ. С кон. XV в. назывался крепостью и отошел во владение Османской империи, с 1774 г. в составе Российской империи, с 1991 г.- Украины.
Известные епископы Б.:Кадм или Домн - 325 г., Евдоксий - 448 г., Иоанн - 536 г., Андрей - 787 г., Антоний - ок. 859-867 гг., Лука - ок. 880 г.