[Нем. Bea] Августин (25.05.1881, Ридбёринген, Германия - 16.11.1968, Рим), иезуит, кардинал, экзегет, один из организаторов экуменического движения католич. Церкви. Изучал философию и богословие в ун-тах Фрайбурга, Инсбрука, Валкенбурга (Нидерланды), Берлина. В 1902 г. вступил в орден иезуитов, в 1912 г. был рукоположен во пресвитера, в 1921-1924 гг. провинциал иезуитов в Германии. В 1917-1921 гг. преподавал на кафедре ВЗ в Валкенбурге; в 1924-1928 гг. профессор библейского богословия в папском Григорианском ун-те и одновременно (вплоть до 1959) профессор по кафедре исагогики и ветхозаветной экзегезы в папском библейском институте в Риме. В 1930-1949 гг. ректор папского библейского ин-та, издатель ж. «Biblica». Был консультантом в папских конгрегациях: пропаганды веры, Вост. Церквей, обрядов, семинарий и ун-тов, а также членом папских комиссий по библейским исследованиям, по пересмотру Кодекса канонического права. В 1945-1958 гг. исповедник папы Пия XII. В 1959 г. хиротонисан во епископа и возведен в сан кардинала.
Значительное место в научной деятельности Б. занимало изучение библейской археологии и древней истории. Благодаря ему были проведены раскопки в Телейлат-эль-Гассуль, севернее Мёртвого м. Особенно его внимание привлекали раскопки в Рас-Шамра - древнем Угарите, клинописные таблички из Мари, новая лит-ра о Дура-Европос, новооткрытые арам. тексты на папирусах, кумранские рукописи. По инициативе Б. был основан фак-т ориенталистики в Папском библейском ин-те и стал издаваться научный ж. «Orientalica». В области экзегетики его интересы концентрировались на вопросах возникновения Пятикнижия, библейского богословия и особенно на проблемах герменевтики Свящ. Писания. Подчеркивая, что Свящ. Писание является «общим наследием и сокровищем всех христиан», основой для преодоления разногласий между ними, Б. подготовил новое издание лат. перевода псалмов (Il nuovo Psalterio latino: Chiarimenti sull'origine e lo spirito della traduzione. R., 1946), к-рое заменило использовавшийся ранее (со времени папы Дамаса I (366-384)) текст. Пересмотр лат. перевода Библии, предпринятый Б., впосл. привел к полной ревизии Вульгаты.
Б. участвовал в разработке энциклики папы Пия XII «Divino afflante Spiritu» (1943), решающей для истории развития католич. экзегезы в XX в., в к-рой стало возможно применение историко-критического метода (содержание энциклики легло в основу Догматической Конституции Ватиканского II Собора «О Божественном откровении» (Dei verbum)). Под влиянием инструкции Папской библейской комиссии «De historica Evangeliorum veritate» (Об историчности Евангелий) от 21 апр. 1964 г., созданной при активном участии Б., Собором было принято решение по вопросу рецепции результатов анализа жанровых форм Евангелий и их историчности. Основы историко-критического метода в отношении текстов НЗ были изложены Б. в кн. «Историчность Евангелия» (La storicità dei Vangeli. R., 1964).
Большую роль Б. сыграл в развитии экуменического движения в Римско-католической Церкви. Он возглавил созданный в период подготовки II Ватиканского Собора в 1960 г. папский секретариат по содействию христ. единству. Будучи его президентом, курировал вопрос о приглашении наблюдателей на Собор от некатолич. Церквей и церковных общин, проводил многочисленные встречи с представителями др. Церквей, а также Всемирного Совета Церквей в Женеве (февр. 1965), с Патриархом К-польским Афинагором I (апр. 1965), с представителями Лютеранского всемирного союза, Англиканского содружества, Реформатского всемирного союза и методистами. Именно Б. накануне закрытия II Ватиканского Собора папа Павел VI поручил зачитать в соборе св. Петра бреве о взаимной отмене отлучения 1054 г.
В 1969 г., в первую годовщину смерти Б., Ватиканом была учреждена премия его имени за деятельность в пользу мира, прогресса и социальной справедливости. В дек. 1981 г. Секретариат по единству христиан и Комиссия по отношениям с иудаизмом провели симпозиум, посвященный столетию Б. Папа Иоанн Павел II, назвав Б. «апостолом христианского единства», отметил его роль на II Ватиканском Соборе, особенно при подготовке документов об экуменизме, о религ. свободе, об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям.