[лат. Baronius, итал. Baronio] Цезарь (31.10.1538, Сора, совр. обл. Лацио, Италия - 3.06.1607, Рим), мон.-ораторианин, кард., историк Церкви. Происходил из знатной семьи. Получил начальное образование в Вероли, изучал богословие и философию в Неаполе, право в Риме. Против воли отца вступил в 19 лет в духовную конгрегацию ораториан, основанную в 1558 г. католич. св. Филиппом Нери, преемником к-рого впосл. он стал (1595). В 1564 г. Б. был рукоположен во пресвитера. С 1594 г. духовник папы Климента VIII, с 1596 г. кардинал, в 1597 г. стал библиотекарем-префектом Ватиканской б-ки. В 1605 г. рассматривался как один из претендентов на папский престол после смерти Климента VIII и чуть позднее Льва XI.
Б. известен прежде всего своей издательской деятельностью. В 1580 г. им было издано Житие св. Амвросия Медиоланского. Участвовал в подготовке реформы календаря, проведенной Григорием XIII (1582), в 1582-1586 гг. Б. работал над изданием Римского мартиролога. Из-за ошибок как составителя, так и работников типографии только 3-е издание мартиролога (янв. 1584) получило папское одобрение. Наибольшей популярностью пользовалось пересмотренное и дополненное издание 1586 г. (Martyrologium cum notationibus Baronii ex typografia Dominici Basae. R., 1586), к-рое впосл. неоднократно дорабатывалось. В 1559-1574 гг. протестант. богословами были изданы «Магдебургские центурии», церковно-историческая компиляция, написанная с позиций сторонников Реформации, где каждый из 13 томов был посвящен одному веку. Б. была поручена подготовка исследования, к-рое с позиций католич. Церкви должно было противостоять «Центуриям». Работа над 12-томными «Церковными анналами» (Annales ecclesiastici a Christo nato. R., 1588-1607), где повествование велось по годам от Р. Х., заняла у Б. ок. 30 лет. Имея возможность работать в архивах и в Ватиканской б-ке, он привлек большое количество документов по истории Зап. и Вост. Церквей, как опубликованных, так и рукописных, включая ранее неизвестные. В своем сочинении Б. попытался критически представить материалы источников. Кроме того, им впервые были использованы археологические данные, в частности результаты раскопок рим. катакомб, предпринятых в 1578 г. В 12-м томе, появившемся в год его смерти, Б. удалось довести изложение событий до 1198 г. Несмотря на то что уже современниками в «Церковных анналах» было замечено много неточностей (гл. обр. в переводах греч. источников), труд Б. получил высокую оценку и католиков, и протестантов. Обе конфессии почитают Б. как «отца церковной истории».
После смерти Б. работа над «Анналами» была продолжена О. Ринальди, к-рый написал еще 9 томов (R., 1646-1677), доведя изложение событий до 1565 г., и Ж. Ладерчи, охватившим в следующих 3 томах период до 1571 г. (R., 1728-1737). В 1705 г. была закончена публикация критических комментариев к «Анналам» Б. (Critica historico-сhronologica in Annales ecclesiasticos. Coloniae, 1689-1705. 4 vol.), написанных францисканцем А. Паджи. Эти комментарии и продолжение труда Б., написанное Ринальди, были включены в критическое 38-томное издание «Анналов», предпринятое Дж. Д. Манси (Lucca, 1738-1759). В таком виде «Анналы» выходили в последующих переизданиях. А. Тейнером было написано продолжение «Анналов» до 1590 г. (R., 1856) и осуществлено полное переиздание в 37 томах (R., 1856-1883).
Политические идеи Б. отражены в его «Трактате о Сицилийской монархии» (De monarchia Siciliae). Первоначально трактат входил в состав «Церковных анналов», был опубликован в 11-м томе (1605). Впосл. он был изъят из текста и опубликован отдельно (P., 1609), осужден эдиктом испан. кор. Филиппа III. В трактате оспаривались права Испании на Сицилию и Неаполитанское королевство и осуждалось вмешательство короны в церковные дела. 2 работы Б. о Брестской унии 1596 г. и образовании греко-католич. Церкви получили распространение во франц. переводе. В них наряду с вопросами церковной политики и догматики шла речь о происхождении русских, их нравах, верованиях, укладе жизни.
В 1603 г. в Кракове был опубликован перевод «Анналов» Б. на польск. язык, выполненный П. Скаргой (Roczne dzeje kościelne). Это издание впосл. широко использовалось укр. правосл. полемистами, в частности Захарием (Копыстенским), в 20-х гг. XVII в., свт. Димитрием Ростовским. По краковскому изданию 1687 г. старообрядец-беспоповец Игнатий сделал перевод «Анналов» на церковнослав. язык, этот перевод имел широкое хождение среди беспоповцев (назывался: «Годовые дела церковные от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вновь переведенные, нужнейшие вещи из Барониуса, второго друкования»). Выписки из «Барония», сделанные старообрядцами, входили в состав мн. «Цветников», особенно поморских, отличались неточностями в изложении фактов, а иногда их полной недостоверностью. В 1719 г. «Анналы» были опубликованы Синодом под названием «Деяния церковные и гражданские от Р. Х. до XIII столетия».
В 1745 г. папой Бенедиктом XIV Б. был провозглашен «досточтимым слугой Божиим» (venerabilis servus Dei).