Ба́нгор [лат. Bangor; ирл. Bendchor, Beannchor, Beannchair - расположенный на вершине], один из старейших мон-рей Ирландии (окр. Норт-Даун). Основан св. Комгаллом в 555 или 559 г. Наибольшего расцвета мон-рь достиг к VII-VIII вв., хотя уже к моменту смерти основателя в 601 г. аббатству Б. подчинялось неск. мон-рей с почти 3 тыс. монахов (Vita Comgalli // ActaSS. Mai. T. 2. P. 582). Б. был широко известен благодаря монастырской школе, к нач. VII в. ставшей одним из главных интеллектуальных центров Ирландии. Ее воспитанниками были миссионеры св. Колумбан и предположительно св. Галл. С 812 г. мон-рь неоднократно подвергался нападениям датчан, а в 824 г. он был окончательно ими разграблен, деревянная церковь была сожжена, а мощи св. Комгалла выброшены из богато украшенного реликвария. Пришедший в запустение, Б. был заново отстроен только в 20-х гг. XII в. св. Малахией, еп. Коннора, к-рый, став аббатом, совместно с 10 монахами из Армы образовал новую общину, не снискавшую, однако, славы прежнего Б. После смерти Малахии мон-рь опять приходит в упадок, сохранив все же право избирать епископа Дауна и статус кафедрального собора еп-ства, что впосл. было подтверждено папой Иннокентием III. В 1469 г. Б. был передан в ведение ордена францисканцев, а столетие спустя - августинцам. В 1539 г. в результате секуляризации мон-рь отошел к владениям англ. королей. Кор. Яков I (1603-1625) передал аббатство своему родственнику Дж. Гамильтону, получившему титул виконта Клейнбой, к-рый в 1616-1623 гг. предпринял неск. попыток перестроить Б. К нач. XIX в. мон-рь окончательно приходит в запустение. В наст. время сохранилась лишь колокольня X в., отреставрированная в 1960 г.
С Б. связано происхождение древней лат. литургической рукописи, найденной Л. А. Муратори в б-ке Амброзиана в Милане (Cod. C. 5) и названной им «Бангорским Антифонарием» (Antiphonarium Benchorense). Известно, что эта рукопись попала в б-ку в нач. XVII в. из мон-ря Боббио. По составу это литургический сборник, значительно более разнообразный, чем собственно Антифонарий, здесь содержится 6 библейских песен, 12 метрических гимнов, 69 коллект (молитв) для оффиция (суточного круга богослужения), др. особые коллекты, 70 антифонов или стихов, Символ веры (в основе текст Никейского символа без «Filioque», с нек-рыми текстуальными отличиями) и молитва «Отче наш». Наибольшую известность из текстов, содержащихся в этой рукописи, получил евхаристический гимн «Sancti venite, Corpus Christi sumite» (Святые, приидите, Тело Христово приимите), не встречающийся более ни в одном из древних памятников (ср. с визант. пасхальным причастном: « »). Анализ посвящений гимнов показывает, что этот сборник был составлен в Б., вероятно между 680 и 691 гг. В пользу кельтского происхождения памятника говорят и особенности его орфографии, начертание букв и орнамента инициалов, однако нельзя исключить, что «Бангорский Антифонарий» является списком, сделанным в Боббио с оригинала из Б. Этот памятник, древнейший sui generis для Ирландии, является ценным источником для изучения лат. гимнографии и ее литургического употребления в VI-VII вв.