́ [арм. Աճի, греч. ̀ρδβλθυοτεΑνιον, груз. ანისი], древний и средневек. город в Закавказье (обл. Ширак) на правом берегу р. Арпачай (Ахурян) (совр. Турция); сохранились руины. В кон. X - нач. XII в. столица арм. гос-ва Багратидов, кафедра католикоса Армяно-григорианской Церкви. По одной из версий, название города происходит от имени его небесной покровительницы - св. Анны, матери Пресв. Богородицы. Известен с V в. как крепость во владениях знатного рода Камсараканов. С кон. VIII в. А. принадлежал династии Багратидов. В 961 г. свою резиденцию в А. перенес царь Ашот III Милостивый и начал здесь активное строительство, к-рое продолжалось при его ближайших наследниках. На протяжении X-XIII вв. А. интенсивно застраивался и стал крупнейшим центром Армении и христ. Востока; был известен как «город 1001 храма». В 989 г. царем Смбатом II была закончена постройка новых двойных стен, защищавших торгово-ремесленную часть города; через р. Ахурян были переброшены 2 моста. В 968 г. в А. проходил церковный Собор, низложивший католикоса Ваана Сюнийского за его симпатии к православным (халкидонитам). При католикосе Саргисе Севанци (992-1019) в А. был перенесен центр Армянской Церкви. В 1039 г. на Соборе в А. был избран католикосом Петр Гветадаратц (1039-1054).
В 1045 г. А. и все царство Багратидов были завоеваны византийцами; арм. царь Гагик II и католикос Петр были захвачены в плен. А. стал центром визант. фемы Иверия. Сослав католикоса Петра, византийцы до 1065 г. не позволяли Армянской Церкви иметь своего предстоятеля. В 1064 г. город был взят и разграблен сельджукским султаном Алп-Арсланом и перешел под власть тюрок. В 1072 г. А. как феодальное владение был продан курдским эмирам Шахаддидам. В 1105 г. центр Армянского католикосата был перенесен из А. в Киликию. В 1124 г. А. был присоединен к Грузинскому царству. Однако в течение всего XII в., несмотря на рост могущества груз. правителей, А. оспаривался тюрк. султанами и неск. раз переходил из рук в руки. В XII в. в А. появилась епархия армян-халкидонитов, ставшая позднее частью Грузинской Церкви (см. Анисская епархия). В нач. XIII в. А. вновь разграблен тюрками, но в 1209 г. отвоеван вассалами груз. царицы Тамары Закарией и Иване Мхаргрдзелами (из арм. рода Закаридов). В 1236 г. опустошен монг. войском. Установление вассальной зависимости Грузии от монголов не привело к смене власти в А.; в течение XIII в. здесь правили Закариды, вассалы груз. правителей. В этот период начинается постепенный упадок города. Наибольший ущерб А. нанесло сильное землетрясение 1319 г., после к-рого оставшиеся в живых горожане переселялись в др. места. В XV в. А. окончательно запустел.
Археологическое исследование городища А. началось в 1892 г. под рук. Н. Я. Марра. Работы российских археологических экспедиций 1892-1893 и 1904-1916 гг. выявили структуру города с дворцовой площадью и веерообразно расходящимися от нее главными улицами. Кроме дворцового комплекса, включавшего церковь зального типа, бани, главными объектами города являлись 3 крупнейших храма. Кафедральный собор А. (989-1001, наос 22´ 34 м, зодчий Трдат), 4-столпный крестово-купольный храм, построен при католикосе Хачике I Аршаруни. Храм Гагикашен (св. Григория Просветителя) (1001-1020, зодчий Трдат) построен также по царскому заказу и копирует структуру храма Звартноца, но с большей утонченностью. 5-купольная ц. Сурб Аракелоц (святых Апостолов; нач. XI в., заказчики - князья Пахлавуни) - тетраконх с удлиненными рукавами и крестообразными в плане часовнями в углах. Кроме того, в А. полностью или частично сохранились церкви Абугамренц (1-я пол. X в.), Сурб Пркич (Спасителя; 1036), т. н. Пастушья ц. (XI в.) с 6-гранным внутренним и 12-гранным внешним контурами стены. В этих постройках ярко проявились черты анийской архитектурной школы, развившей принципы арм. классики VII в.
Среди произведений эпохи 2-го расцвета А. выделяются возведенные Тиграном Оненцом церкви святых Григория Просветителя (1215) и Рипсимии (1-я пол. XIII в.) в Девичьем мон-ре. В храме св. Григория, перешедшем ок. сер. XIII в. от Армянской Церкви к православным, сохранилась стенная роспись с сюжетами жития св. Григория и историей обращения Армении в христианство. В 1251 г. был построен и расписан притвор церкви. Свидетельством существования др. правосл. храмов в А. является эпиграфическая надпись XIII в. Католикоса-Патриарха Грузии Епифания об их освящении. Уникальным по структуре и масштабу является пещерный город с жилыми помещениями, церквами и усыпальницами, расположенный в А.