Евгений Христофорович (13.09.1882, г. Петрозаводск Олонецкой губ.- 1.12.1930, Ленинград), свящ. Из семьи священника. Окончив Ярославскую ДС, в 1904 г. поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. С 1905 г. в печати начали появляться статьи Б., в к-рых он, доказывая необходимость преобразований церковной жизни, высказывал идеи, близкие к программе «группы 32-х петербургских священников» (см. Союз церковного обновления). В 1906 г. Б. переехал в С.-Петербург и перевелся на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1906-1907 гг. вместе с отцом редактировал лит. церковно-общественный ж. «Звонарь». Осенью 1907 г. был отчислен из ун-та за то, что не внес плату за обучение, впосл. предпринимал неоднократные попытки закончить курс: учился на юридическом фак-те с осени 1909 по дек. 1911 г., в 1915/16 учебном году - на историко-филологическом фак-те, затем был призван в армию, осенью 1918 г. восстановлен как студент ун-та, в 1919 г. вновь был призван на военную службу, в марте 1921 г. подавал прошение о зачислении на фак-т общественных наук.
В 1912-1918 гг. в журналах «Русский паломник» и «Соборный разум» Б. публиковал рассказы о жизни духовенства, стихи (подписывался «Х. Толшемский», «Б-в» и «Евг. Б.»). В 1911 г. в С.-Петербурге вышел его 1-й сб. рассказов «В мире рясы», содержавший резкую критику высшего духовенства и монашества, затем увидели свет еще 3 книги. В кон. 1917 г. Б. женился на М. Пирамидовой и был рукоположен во иерея к ц. святых Захария и Елисаветы на Фурштадтской ул., где служил 3-м священником. Б. горячо приветствовал Февральскую революцию. Являлся членом об-ва «Соборный разум», учеником и другом руководителя об-ва прот. Иоанна Егорова, одним из организаторов одноименного изд-ва. В июне 1918 г. при посещении свт. Патриархом Тихоном Петрограда Б. в составе делегации об-ва вручил ему приветственный адрес.
29 марта 1922 г. Б. подписал декларацию о помощи голодающим «Петроградской группы прогрессивного духовенства» и вскоре стал одним из руководителей обновленчества. 13 мая он подписал воззвание «Верующим сынам Православной Церкви России», призывавшее к осуждению иерархов, «виновных в организации противодействия государственной власти». 17 мая вместе с др. представителями обновленческого духовенства направил ходатайство во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу московского духовенства и верующих (см. Московский процесс 1922 г.). 12-13 мая послал во ВЦИК единоличное ходатайство о смягчении приговора, в к-ром, соглашаясь с обвинением, призывал власть к милосердию. 12, 16 и 18 мая в составе делегации обновленцев посещал находившегося под домашним арестом свт. Тихона с целью убедить его передать им высшую церковную власть. С 18 мая по авг. 1922 г. Б. являлся членом и управляющим делами обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). 28 мая вместе с др. руководителями раскола был отлучен от Церкви сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, в июне временно управлявший епархией Ямбургский еп. Алексий (Симанский; впосл. Патриарх) восстановил общение отлученных с Церковью. 28 июня обновленческим ВЦУ Б. был возведен в сан протоиерея с возложением палицы, 25 июля награжден митрой. В июне-авг. 1922 г. являлся членом ЦК группы «Живая церковь», редактором одноименного журнала. Из-за конфликтов с руководителем «Живой церкви» Владимиром Красницким в авг. 1922 г. Б. был исключен из ВЦУ и вошел в обновленческое Петроградское епархиальное управление (ПЕУ), в сент.-окт. 1922 г. состоял членом президиума группы «Союз церковного возрождения».
Не удовлетворенный существующими обновленческими орг-циями, Б. в дек. 1922 г. создал и возглавил «Союз религиозно-трудовых общин», состоявший преимущественно из прихожан Захарие-Елисаветинской ц. «Союз» ставил целью «воспитание в своих чадах жажды и любви к соборной (коммунальной) жизни и ко всякого рода трудам», к-рые почитались общинниками равноценными молитве; программа «Союза» была основана на «Записках о христианском жизнестроительстве» прот. И. Егорова. Устав общины, проповеди, расписание богослужений и др. информация публиковались в возобновленном в 1922/23 г. ж. «Соборный разум» (в 1918-1922 журнал не выходил). В янв. 1923 г. настоятель Захариевской ц. Александр Введенский отстранил Б. от служения в храме. ПЕУ в ответ на жалобу Б. восстановило его в должности. Однако вскоре Б. все же был вынужден уйти из Захариевской ц. и с 16 февр. по назначению ПЕУ служил в Казанском соборе, 20 апр. стал настоятелем Троицкой ц. на Стремянной ул. Не признав обновленческого «Поместного собора», проходившего 1-7 мая 1923 г., Б. окончательно порвал с обновленческим руководством, в к-ром его не устраивали прежде всего корыстолюбие, полная зависимость от гос. власти и отказ от проведения предлагаемых им реформ, в связи с чем Б. вышел из ПЕУ и был уволен из Троицкой ц. (15 мая). 18 июня 1923 г. он опубликовал в газ. «Известия» декларацию «Союза религиозно-трудовых общин», в к-рой осуждал каноническую («реакционную») Церковь за косность, «использование власти в целях поповского карьеризма и организацию эксплуатации религиозного чувства верующих». В июле 1923 г. освобожденный из-под ареста Патриарх Тихон отлучил обновленцев от Церкви.
Осенью 1923 г. Б. был хиротонисан «случайными архиереями» (имена неизвестны) во «епископа Петроградского», служил в Спасо-Преображенском соборе на Литейном проспекте (храм был передан ему городскими властями 7 июля 1923). В июле-авг. 1924 г. Б. безрезультатно добивался от властей передачи его группе самой доходной часовни Ленинграда - Христа Спасителя в домике Петра Великого. В публичных выступлениях Б. призывал к радикальным церковным реформам: обязательности соединения религ. жизни приходской общины с общественно-полезным трудом, развитию общежития на основе равенства и общности имущества, переводу богослужения на рус. язык, устройству вместо богословских ин-тов и академий общинного самообразования и опытного изучения первоисточников христианства и т. д. Число сторонников Б. сокращалось, средств у общины не было. Разочаровавшись в обновленческой деятельности, Б. в марте 1925 г. вышел из «Союза религиозно-трудовых общин», к-рый вскоре распался. Впосл. Б. жил в Ленинграде у своей сторонницы И. М. Тагеевой, ставшей его гражданской женой. Не служил, но сана с себя не снимал. Скончался от травмы, полученной в случайной драке, вне общения с правосл. Церковью. Похоронен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге.