[Абу-ль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Ашари; араб. ] (873, Басра - 935 или 941, Багдад), мусульм. богослов, именем к-рого названа одна из основных школ калама - аль-Ашарийа (ашариты), сыгравшая значительную роль в развитии рационалистического направления в ислам. спекулятивном богословии и философии. А. в течение мн. лет был учеником и последователем своего отчима, главы местных мутазилитов Абу Али аль-Джуббаи (ум. в 915). Затем публично отрекся от мутазилитских воззрений и перебрался в Багдад.
Из многочисленных (ок. 100) сочинений А. до нас дошли 5. Наиболее известное из них - «Учения последователей ислама и расхождения среди молящихся» - является одним из самых значительных произведений мусульм. доксографии и ценным источником по истории ислама. В полемических сочинениях А. отстаивал использование рационалистического метода в теологии ислама против сторонников подражания религ. авторитетам. Строго говоря, А. не создал особого учения, его заслуга в том, что он объединил на основе калама нек-рые важные догматические положения, разработанные др. теологами. Так, А. признавал несотворенность Корана «в отношении его смысла» и существование реальных и вечных божественных атрибутов; признавал Аллаха творцом всех действий людей с одновременным представлением о «касбе» как о «приобретении человеком своих деяний» и допускал возможность лицезрения Аллаха праведниками в потустороннем мире, «но не в буквальном смысле». Это мнение разделяли и наиболее «умеренные» ашариты последующих поколений. Так, аш-Шахрастани (ум. в 1153), говоря о «методе» А., отмечал, что последний присоединился к общине последователей «благочестивых предков», подкрепив их учения основами калама. А. относили к тем ученым, к-рые считали, что «рациональное рассуждение и извлечение доказательств» ведет к познанию Бога. Преемственность учения А. основана на идее объединения мусульм. права шафиитского толка (см. Фикх) и метода спекулятивной теологии (см. Калам). Разработчиками и фактическими создателями учения, возводимого к А., были теологи-мутакаллимы последующих поколений. Наиболее видными представителями этой школы, получившей распространение гл. обр. в среде шафиитов в вост. провинциях Халифата, были аль-Бакиллани (ум. в 1013), Ибн Фурак (ум. в 1015), Абу Исхак аль-Исфараини (ум. в 1027), Абд аль-Кахир аль-Багдади (ум. в 1037), аль-Джувайни (ум. в 1085), аш-Шахрастани, Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 1209). Общим в мировоззренческой позиции ашаритов было утверждение приоритета разума перед религ. традицией и символико-аллегорическое толкование Корана. По мн. др. позициям они расходились во мнениях не только с мутазилитами, но и между собой. Тенденция сближения ашаритского калама с философией, наметившаяся в творчестве поздних ашаритов (аш-Шахрастани, Фахр ад-дин ар-Рази), вскоре привела к соединению этих дисциплин.