Ахитофе́л [Евр. , - брат глупости; греч. ̓Αχιτόφελ], советник царя Давида, родом из г. Гило (1 Пар 27. 33). Обладал столь высоким авторитетом мудреца, что обращение к нему за советом приравнивалось к испрашиванию «наставления у Бога» (2 Цар 16. 23). Во время мятежа сына Давида Авессалома А. перешел на его сторону и руководил действиями восставших (2 Цар 15. 12). Давид обратился к Богу с просьбой разрушить «совет Ахитофела» (2 Цар 15. 31). В решающий момент план действий против войска царя, предложенный А., был отвергнут и принято предложение тайного сторонника Давида Хусия Архитянина. Осознав, что заговор Авессалома обречен, а его самого ждет наказание, А. «пошел в дом свой, в город свой... и удавился» (2 Цар 18. 23). В ВЗ ложная мудрость А. противопоставлена мудрости Хусия Архитянина, к к-рому благоволил Бог (2 Цар 17. 14), а его предательство царя Давида - верности филистимлянина Еффея (2 Цар 15. 19-22).
Отношение А. к царю Давиду, а также самоубийство советника прообразовательно указывают на историю предательства Иудой Искариотом Спасителя. Отрывки из псалмов, говорящие об А. (40. 10; 54. 14-15; 108. 8), получают новое прочтение в контексте НЗ (Деян 1. 16, 20). Параллельное рассмотрение фигур А. и Иуды прослеживается в святоотеческой традиции (Theodoret. Interpretatio in Ps. VIII // PG. 80. Col. 916; Basil. Magn. Enarrat. in prophetam Isaiam. V 32).
В гимнографии «совет Ахитофела» имеет значение диавольского прилога, искушения: « » (Великий канон. Песнь 7-я // Триодь Постная. Л. 308).