А́ФУ [Копт. avou, греч. ̓Απφύ] (кон. IV - 2-я четв. V в.), авва (апа), егип. подвижник (пам. по копт. житию 21 тоута (18 сент.)), еп. Оксиринха (копт. Пемдже). Сведения о нем содержатся в копт. (саидский диалект) «Житии апы Афу, отшельника и епископа Пемджеского» (2-я пол. V в.), возможно являвшегося частью большого минология одного из копт. мон-рей, в копт. «Рассказе монаха Иезекииля о жизни учителя его Павла», в «Истории монахов египетской пустыни» Пафнутия и греч. алфавитной версии сборника Apophthegmata Patrum. В ранние годы А. жил у т. н. учеников апостольских, под к-рыми следует понимать сообщество иноков. По свидетельству «Рассказа монаха Иезекииля», А. был пострижен в монашество аввой Антонием Скитским, затем ок. 54 лет жил в стаде антилоп. Только раз в год, на Пасху, он появлялся в Оксиринхе, чтобы присутствовать при пасхальной проповеди в храме. Однажды (предположительно в 399) А. услышал в Оксиринхе пасхальное послание Патриарха Александрийского Феофила I и был сильно смущен таким выражением: «Образ Божий - не тот, что носим мы, человеки». А. пришел в Александрию и убедил Патриарха Феофила в неправоте этих слов. Данное место из «Жития блаженного Афу» (т. н. богословский диспут А. с Патриархом Феофилом) является важным источником для понимания сущности т. н. антропоморфитской смуты в Египте (см. Антропоморфиты).
Через 3 года Патриарх Феофил вопреки воле А. рукоположил его во епископа Оксиринха. А. проявил себя ревностным пастырем: заботился о нуждах Церкви, активно помогал беднякам. Он неукоснительно держался установленного порядка церковной службы, строго следил за дисциплиной в храме, сам экзаменовал желающих принять священный сан, требуя от них хорошего знания Свящ. Писания. А. каждую субботу собирал в храме весь народ и произносил поучения, затем служил литургию. При этом сам жил как отшельник: большую часть времени проводил в «мон-ре» (т. е. в отшельнической келлии) за городом и появлялся в Оксиринхе лишь в конце недели. В позднейших араб. Синаксарях Коптской Церкви имя А. не упоминается.