(сер. IV в., Севастия Армянская — окт. 425, К-поль), свт. (пам. греч. 8 янв., 11 окт.), Патриарх К-польский (март 406–10. 10. 425). В молодости принадлежал к последователям ереси Македония. Рано принял монашество. Переселившись в К-поль, А. отверг ересь и был рукоположен во пресвитера. Сократ Схоластик, хотя и указывает на то, что А., по его мнению, изначально получил недостаточное образование (Hist. eccl. VI 20), однако характеризует его как умного по природе и приверженного к наукам человека, в свободное время усердно изучавшего древних авторов (Ibid. VII 2). Во время предстоятельства свт. Иоанна Златоуста А. принадлежал к числу его противников. Был избран на К-польский престол после смерти Патриарха Арсакия († нояб. 405). Одна из основных заслуг А.— прекращение раскола, связанного с низвержением Иоанна Златоуста. В 417 г. А. внес имя Иоанна Златоуста в диптихи и с большим трудом убедил свт. Кирилла Александрийского сделать то же самое,т. о. восстановив общение с Римской Церковью. А. активно содействовал усилению роли К-польской кафедры, добившись имп. указа о праве К-польского Патриарха контролировать деятельность епископов Асии, Фракии и Понта. Однако такая политика встречала упорное сопротивление со стороны местных епископских кафедр. А. противодействовал всевозможным церковным сектам и расколам. Сохранилось его послание к Карфагенскому Собору 419 г., посвященное проблеме донатизма (PG. 65. Col. 649–652). А. изгнал из К-поля Целестия, сподвижника ересиарха Пелагия. По этому и др. догматическим вопросам А. вел переписку с блж. Августином, противостоял савватианам, или четыренадесятникам, праздновавшим Пасху вместе с иудеями. Узнав, что они перенесли тело основателя их секты Савватия с о-ва Родос, он приказал тайно вырыть его и перенести в др. место. А. прославился и своей благотворительностью и человеколюбием. Он не только устраивал щедрые раздачи денег в К-поле, но и часто помогал др. епархиям. Так, сохранилось его письмо к пресвитеру Никейской Церкви Каллиопию, в к-ром он сообщает, что посылает 300 золотых монет для раздачи всем нуждающимся со словами: «Захочешь же ты раздать их, конечно, тем, кто стыдится просить, а не тем, кто во все время жизни выставляет для прибыли свое чрево. И когда будешь давать, не обращай внимание на вероисповедание, но имей в виду только одно — напитать алчущих, не разбирая, по нашему ли они мыслят» (Socr. Schol. Hist. eccl. VII 25). При А. была восстановлена базилика Св. Софии после пожара 404 г. и произведен ряд др. построек.
Память А. содержится в визант. календарях к-польского происхождения под 11 окт. вместе с памятями К-польских Патриархов Нектария, Арсакия и Сисиния: в Типиконе Ве-ликой ц. IX–XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 66), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 131) и др. Службу им полагалось совершать в храме Св. Софии К-польской. Почитание А. на Руси зафиксировано в древнейших рукописных памятниках — в месяцесловах Остромирова 1056–1057 гг. (Л. 228 об.) и Архангельского 1092 г. (Л. 133 об.) Евангелий.
Под 8 янв. память А. стала отмечаться в греч. стишных синаксарях начиная с XIII в. (Синаксари Paris. 1582, XIV в.; ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. (Владимир (Филантропов)Описание. С. 533) и затем была включена в греч. печатную Минею (Венеция, 1595) и Минеи, используемые ныне в греч. Церквах (Mηναἳον. Ἰανουάριος. Σ. 171).