[болг. Арнауткьой - албанский], с. в 4 км к северо-востоку от г. Велико-Тырново (Болгария), где находятся церкви Рождества Христова, вмч. Георгия, вмч. Димитрия, свт. Афанасия Александрийского, архангелов Михаила и Гавриила и мон-ри свт. Николая и Успения Пресв. Богородицы (см. Арбанасский во имя свт. Николая жен. мон-рь, Арбанасский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь). В болг. науке нет единого мнения об обстоятельствах и времени возникновения А. Название село получило от переселенцев - албанцев (арбанасов) из Эпира (Греция), основавших его, вероятно, в кон. ХV - нач. XVI в. Первое письменное упоминание об А. содержится в фирмане султана Сулеймана 1538 г., где сказано, что вместе с др. деревнями село было подарено зятю султана Рустем-паше. Расцвет А. приходится на кон. ХVI - кон. ХVIII в., вплоть до разорения поселения кирджалийскими разбойниками. Большинство арбанасцев были богатыми торговцами, имевшими привилегии в Османской империи, они вели торговлю с Валахией, Анатолией, Австрией, Италией, Россией и др. К 1640 г. в селе насчитывалось ок. 1000 домов, в период с XVI по XIX в. А. приняло переселенцев из Фракии, Кратова и др. В ХVII в. здесь находились летние резиденции валашской фамилии Брынковяну, возможно и Тырновского митрополита. Тогда же было открыто келийное училище. До освобождения Болгарии от османского ига офиц. языком в А. был греч.
С кон. ХVI до кон. ХVII в. в А. было построено 7 храмов, к-рые сохранились до наст. времени. Самой ранней является ц. Рождества Христова, согласно ктиторской надписи над входом на зап. стене наоса, расписанная в 1596 г. Это однонефная, одноапсидная церковь с полуцилиндрическим сводом, массивными каменными стенами и черепичным покрытием, делающими церковное здание сходным с жилой постройкой. Архитектурный тип, созданный на примере ц. Рождества Христова, впосл. был повторен в др. храмах А. Многочисленные ктиторские надписи позволяют проследить фазы обновлений храма. К сер. 70-х гг. XVII в. он был расширен: с запада пристроили притвор, т. н. жен. отд-ние, с юга - придел св. Иоанна Предтечи с притвором, а также открытую галерею, арки к-рой впосл. были заложены. Первоначальная роспись храма сохранилась фрагментарно: ктиторская надпись, образы 2 святых воинов в наосе и композиция «Страшный Суд» на вост. стене притвора; в 1681 г. наос был расписан заново. Придел св. Иоанна Предтечи расписан в 1632 г., притвор в 1638 г., галерея между 1643 и 1649 г. Программа росписи храма является одной из самых богатых в поствизант. искусстве на Балканах. В притворе изображены композиции «Страшный Суд» и «Древо Иессеево», цикл Акафиста Божией Матери, в приделе - житийный цикл св. Иоанна Предтечи, в его притворе и в галерее - минологий. В галерее также представлены композиции, иллюстрирующие события свящ. истории от Сотворения мира до Вселенских Соборов. Богатство программы росписи подтверждает предположение о том, что храм в ХVII в. был резиденцией Тырновского митрополита. Все надписи в церкви выполнены на греч. языке. Мастера, создавшие этот фресковый ансамбль, возможно, были выходцами из Греции. В 70-х гг. XX в. в храме были проведены реставрационные работы.
по своей архитектуре повторяет, в частности, близко расположенную к ней ц. Рождества Христова. Наос с притвором построены, вероятно, в кон. ХVI в., придел с притвором сооружен в сев. части церкви в кон. ХVII - нач. ХVIII в. Возникновение храма в кон. XVI в. удостоверяет происходящая оттуда икона арх. Михаила, 1569 г. (Художественная галерея. Велико-Тырново). К росписи первого периода относятся фрески алтарного пространства; наос и вост. часть притвора были украшены фресками в 1709 г. художниками Христо (в посвятительной надписи назван «даскал» - учитель) и Стойо. В сер. 70-х гг. XX в. по распоряжению Мин-ва культуры Болгарии была предпринята попытка снятия фресок на время строительной реставрации храма. Однако работы итал. реставратора С. Пегацини оказались неудачными, в наст. время фрески сохраняются в подсобном помещении вблизи церкви.
- однонефная постройка с приделом вмч. Георгия с севера и более поздним притвором с запада (не сохранился), расположена в центре А. В нач. ХХ в. являлась главным приходским (енорийским) храмом села. Ктиторская надпись над дверью на зап. стене наоса сообщает, что церковь была расписана в 1621 г. Росписи этого периода - житийный цикл вмч. Георгия - сохранились в приделе. Второй красочный слой датирован сер. XVII в. В программе росписи можно выделить композиции «Древо Иессеево» на вост. стене наоса над апсидой, на зап. стене со стороны фасада - «Страшный Суд». Художественное качество фресок невысокое. В 1913 г. храм сильно пострадал в результате землетрясения. В наст. время реставрируется.
расположена на кладбище А. Это однонефный храм с притвором и приделом св. Харалампия (с юга), также имеющим притвор. В программе росписи притвора, датированной 1667 г., представлены цикл Акафиста Божией Матери и композиции с изображением мученичества апостолов; фрески придела св. Харалампия (Страшный Суд) выполнены в 1724 г. мастерами живописной школы г. Трявны.
в общих чертах повторяет архитектурный тип др. арбанасских церквей, отличаясь лишь наличием конх с вост., сев. и юж. сторон наоса; строение увенчано псевдокуполом, имеет придел вмц. Параскевы. Ктиторская надпись указывает, что храм являлся монастырским. Фрески наоса созданы в 1-й пол. ХVIII в., вероятно, румын. художниками. Роспись притвора относится к 1761 г. и является одним из лучших образцов искусства Балкан этого периода. В надписи над входом на сев. стене указаны имена мастеров: «Михаил из Салоник и Георгий из Букареста». Придел вмц. Параскевы расписан также в ХVIII в.
В 1927-1928 гг. все арбанасские храмы были объявлены памятниками старины, в 70-х гг. ХХ в.- памятниками культуры и стали функционировать как музеи (кроме соборов мон-рей и ц. вмч. Георгия).