[ - толкователи, букв.- говорящие], в иудаизме - мудрецы, после завершения Мишны (разъяснения уставов Пятикнижия; ок. 200 по Р. Х.) работавшие над составлением Гемары (толкования Мишны), входящей в Иерусалимский (завершен в IV в.) и Вавилонский (завершен в V в.) Талмуды, а также Тосефту (дополнения к Мишне). Язык Гемары в Иерусалимском Талмуде - иврит и западноарам. диалект арам.; в Вавилонском Талмуде - иврит и восточноарам. диалект арам. В основу работы А. положили толкования таннаев - законоучителей периода Мишны (II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), при этом не считая возможным пересматривать их утверждения. А. видели свою задачу в том, чтобы осмыслить имеющееся наследие, выработать как можно более верную галаху (религиозно-юридические нормы, правила поведения) в изменившемся позднеантичном мире. У верующих возникали вопросы: как соблюсти возможно большее число заповедей Пятикнижия в новых условиях (напр., ремесленнику - заповедь о необходимости оставлять часть урожая для бедных)? Можно ли вообще исполнять заповеди, если храма нет? А. выводили новые заповеди из библейских и постбиблейских установлений: считалось, что большое количество заповедей не бремя, а радость, ибо позволяет лучше исполнять волю Божию в различных жизненных обстоятельствах. Иногда у мудрецов возникали разногласия по к.-н. вопросам; дискуссии А. занимают значительную часть обоих сводов Талмуда.
Основными центрами деятельности А. были Палестина (академии Тивериады, Сепфориса, Кесарии) и Месопотамия (академии Нехардеи, Суры, Пумбедиты). Авторитет палестинских А. был настолько высок, что их собратья из Месопотамии часто обращались к ним за разрешением спорных вопросов, причем считали полученные ответы окончательными. Рассказывали о рабби Зейре, к-рый пришел учиться Закону Божию на Св. землю из Месопотамии и постился сотней постов, чтобы забыть изученную им Гемару (Бава Мециа 85а). Как и мн. др., этот раввин считал толкования палестинских мудрецов, наследников таннаев, более точно выражающими Божию волю. «Блаженство - это мудрецы земли Израильской» - говорится в Вавилонском Талмуде (Санхедрин 24а). Со временем опустошение Иудеи привело к закату палестинских академий; месопотамские же, наоборот, расцветали.
А. Палестины, имевшие посвящение в раввины, соответственно получали титул «рабби» (учитель). А. Месопотамии, обычно не имевшие такого посвящения, носили титул «рав» (букв.- большой), свидетельствовавший, что они сведущи в Законе Божием. Период А. принято условно делить на 8 поколений. Считается, что в период с 220 по 500 г. работало ок. 2 тыс. А.
После завершения Вавилонского Талмуда мудрецов, работавших над составлением комментариев к нему, по традиции именуют уже не А., а савораями.