Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АГНИ
1, С. 258-259 опубликовано: 31 марта 2008г.


АГНИ

[санскр.   - букв. огонь], важнейший божественный образ Ведийской религии. Ему посвящено 200 гимнов Ригведы (РВ). Образ А.- жертвенный огонь и, шире, любой огонь. А.- жрец богов и бог жрецов. Имел общее индоевроп. значение (ср. рус.- огонь, лат.- ignis, литов.- ugnìs), что прослеживается не только в имени, но и в ритуалах. В форме  /  А. известен хеттам (Богазкейский архив, II тыс. до Р. Х.). Как и др. божественные образы вед, А. не имеет четкой иконографии и происхождения: он муж с огненной бородой, мчащийся на красных конях и пожирающий леса сияющими золотыми зубами (метафора лесного пожара), он может реветь как бык, иметь рога быка, крылья орла, хвост коня. Часто в ведах подчеркивается, что А. исходит от Дьяуса, что он - «сын силы» ( ) и порождение Адити, один из Адитьев. Иногда А. именуется «сыном самого себя» ( ). А. триипостасен, «имеет три жилища» ( ). Символически эта идея отражается в 3 жертвенных кострах торжественного ритуала: вост. алтарь, означающий местопребывание богов, солнце; юж. алтарь, означающий мир предков, луну; и зап. алтарь ( ), означающий земной мир, мир людей. Пребывая и на божественном небе, и на земле, и в мире предков, А. соединяет миры, он - знаток всего, «знаток существ» ( ). А. сливается с иными божественными лицами вед: «Ты, о Агни, Индра - бык существ, Ты - Вишну, широко шагающий... Ты, о Агни,- царь Варуна, чей обет крепок... Ты, о Агни, - Рудра, Асура великого неба...» (PB. II 1, 3-6). А. нередко именуется   «Дитя вод» - намек на пребывание его и в грозовой туче, и в запредельном божественном сверхбытии, универсальным символом к-рого являются воды (ср. егип. Нун, месопотамские Тиамат, Апсу).

Для ведийского индо-ария огонь-А.- не просто средство в совершении жертвоприношения, но личностная божественная сущность, к-рую следует воспевать и прославлять, чтобы священнодействие свершилось успешно. Он «пробуждается» во время возжигания дров жертвенного костра (PB. V 1, 1). А. именуется «Хранителем Сомы», и две эти сущности обеспечивают единство мира божественных небесных сил, людей и предков, причем А. в первую очередь почитается как божественная сила, золотой зародыш (Хираньягарбха), пребывающий среди людей и возводящий их в мир богов, «он - хранитель бессмертия» (PB. VI 9, 3). А. также «зародыш вселенной» (РВ. Х 45, 6, 1), т. е. мир произошел из него, ибо в основе творения - божественная жертва (РВ. Х 90, также Панчаагни - Учение о пяти огнях). А. именуется переносчиком жертвы и переносчиком плоти, ибо с погребального костра, являющегося парадигмальным жертвенным огнем, умерший восходит в мир богов (PB. X 16).

С призывания А. начинается весь корпус РВ. А. рождается на земле жрецом, к-рый производит жертвенный огонь трением палочек - действие, уподобляющееся половому акту. Зажигание А.- «окосмичивание» хаоса, правильная организация бытия в единстве земного, небесного и запредельного. Поэтому занятие новой территории индо-ариями всегда освящалось устроением алтаря А. ( ). Создание дома, организация семьи, возведение в царское достоинство и др. социально значимые действия, как правило, также происходили с возжжением А., поскольку переход в новое состояние, превращение ученика, связанного обетом безбрачия, в женатого домохозяина, человека - в царя, живого - в предка возможно лишь через жертву, а жертва возможна при посредстве А. «Говорят, что нечто организовалось, когда поставлен  . И не бывает создание чего-либо без возведения алтаря Агни» (Шатапатха Брахмана. 7, 1, 1, 1-4). В жилище должен всегда гореть жертвенный огонь, т. е. пребывать А., хранящий дом от хаоса тьмы, от злых людей и демонов.

В ведах присутствуют указания на то, что А. был похищен в изначальном божественном сверхбытии Матаришваном (  - растущий в матери) и принесен в мир богов и людей. Но в то же время сам А. и есть Матаришван (PB. III 29, 11), сошедший к людям, дабы люди могли взойти в мир богов. С помощью А. Индра разрушает средостение Вритру, между этим божественным сверхбытием и миром людей, после чего единство божественного и человеческого восстанавливается.

А.- сверхъестественная сила, власть, и к нему обращаются с просьбой о даровании этой власти (Атхарваведа. VII 89, 4). Отсюда - ассоциации А. с жаром духовного подвига, с «внутренним теплом», порождаемым молитвой, и внутренним светом, к-рый должен открыть в себе подвижник и к-рый тождествен абсолютному божественному бытию (атман = Брахман). В Упанишадах А. начинает устойчиво соединяться с «верой как сущностью», к-рая одна может вывести человека из колеса перерождений в вечно пребывающие «миры Брахмана» (Брихадараньяка упанишада. VI 2,1 5). В Пуранах, особенно в Агни-Пуране, А.- одно из любимых имен «Единственного бога». Как и тысячелетия назад, А. и ныне призывается индуистами во время ежедневных и экстраординарных жертвоприношений, но особые молитвы А. теперь редки.

Лит.: Holtzmann A. Agni nach den Vorstellungen des  . Strassburg, 1878; Hertel J. Die arische Feuerlehre // Indoiranische Quellen und Forschungen. Lpz., 1925. Heft 6; Harle J. C. Two Images of Agni and Yajnapurusa in South India // J. of the Royal Asiatic Society. 1962. N 1; Knipe D. M. In the Image of Fire: Vedic Experiences of Heat. Delhi, 1975; Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975. С. 84-87; Staal F., Somayajipad C. V., Ravi Nambudiri M. J. Agni: The Vedic Ritual of the Fire Altar. Berkeley, 1983. Vol. 1-2; Елизаренкова Т. Я. Ригведа. М., 1989-1999. Т. 1-3.
А. Б. Зубов
Ключевые слова:
Индуизм, традиционная религия Индии Мифология древнеиндийская Агни, важнейший божественный образ Ведийской религии
См.также:
БРАХМА индуистское божество
ВАРУНА древнеинд. бог, один из главнейших и древнейших в ведийском пантеоне
ВРИТРА в древнеинд. мифологии змей, уничтоженный богом-воином Индрой
ДЭВА наименование одного из 2 противоборствующих кланов божеств в мифологиях древних индийцев и древних иранцев
ДЭВИ в индуизме обозначение жен. божеств
АБСОЛЮТ термин философии и богословия