[санскр. , пали ], философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы (в этом смысле А.- мета-дхарма), в построении к-рой участвовал ряд школ и направлений, но сохранившаяся преимущественно в традициях тхеравады и сарвастивады. По «Махаянасутраланкаре» (XI. 3), А.- средство правильного понимания значения сутр (наставлений Будды); по автокомментарию Васубандху (IV-V вв.) к «Абхидхармакоше» (I. 2) - «незапятнанная», позволяющая анализировать дхармы мудрость ( ).
Истоки А.- уже в тех перечнях предметов учения, своего рода таблицах в текстах Сутта-питаки, к-рые были организованы по различным нумерологическим схемам, предназначенным для «усвоения». Появляются и специальные сутры, характеризуемые как ( «анализ» предметов); такого рода таксономии и типологизации предметов составляют содержание «Сангити-» и «Дасуттара-суттанты», вся Ангуттара-никая построена в восходящей нумерологической последовательности изложения материала, характерной для буд. трактатов А.
Трактаты А. составляют часть палийской Типитаки - Абхидхаммапитака, в к-рую входят 7 композиций: «Дхаммасангани» (Компендиум дхарм), «Вибханга» (Типологизации), «Дхатукатха» (Обсуждение элементов сущего), «Пуггалапаннати» (Описание индивидов), «Катхаваттху» (Предметы диспутов), «Паттханапакарана» (Трактат по причинным отношениям). Предпоследний текст является, видимо, наиболее древним; его ядро можно соотнести с дискуссиями III в. до Р. Х. Весьма правдоподобную хронологическую схему санскр. текстов А. сарвастивадинов предложил Р. Фукухара: наиболее древние тексты - «Сангитипарьяя» (III в. до Р. Х.) и «Дхармаскандха», средние - «Праджняпти-бхашья», «Дхатукайя», «Виджнянакайя» и «Пракаранапада», последний по времени - «Джнянапрастхана» (I в. до Р. Х.). Первый из них включает 122 классификации, распределяя топики буддийского учения по монадам, диадам, триадам и т. д. до декад; последний посвящен сотериологии; 2 его части включают «благоприятные» и «неблагоприятные» факторы сознания и бытия индивида.
Особое значение имеет авторизованный комментарий к «Джнянапрастхане» - «Махавибхаша» (II в.), приурочиваемая к 3-му буддийскому Собору под эгидой царя Канишки. Текст составлен в катехизисной, вопросо-ответной, форме, к-рая и позволяет реконструировать положения как сарвастивадинских учителей (Дхарматрата, Васумитра, Гхошака, Буддхадэва), так и многочисленных буддийских школ, им оппонировавших.
Свою систематизацию сарвастивадинская А. находит в знаменитом трактате Васубандху «Абхидхармакоша» (Сокровищница Абхидхармы), к-рый дошел до нас в 3 языковых версиях (санскр., кит., тибет.) и содержит 613 стихов, сопровождаемых прозаическим автокомментарием в IX разделах. I разд. посвящен классификации «атомарных» динамических элементов существования, на к-рые распадается поток опыта (дхармы) по типу 18 дхату («элементов») - 6 познавательных способностей (помимо 5 органов чувств также ум-манас) плюс 6 их предметных сфер, плюс 6 соответствующих им «сознаний»,- но включает также более «экономные» классификации: 5 групп-скандх («группы» телесности, ощущений, представлений, установок-санскар и сознания) и 12 аятан (все компоненты дхату за исключением 6 «сознаний»). Во II разд. рассматриваются способности чувств ( ), ментальные феномены ( ), ментальные абстракции и различные виды причинно-следственных связей. III разд. посвящен космографии, мировым регионам ( ), населяющим их живым существам и их судьбам, IV - действиям (карма), многообразию их благих и дурных разновидностей и их «плодам». Аффектам и их «следам» ( ) посвящен V разд., а следующий - пути к «освобождению» и классам тех «совершенных», к-рые ему следуют. В VII разд. описываются виды познания, их особенности и результаты. В предпоследнем классифицируются разновидности медитативной сосредоточенности и медитативные упражнения. IX разд. посвящен опровержению учения буддийских «еретиков»-пудгалавадинов, вводивших наряду со скандхами квази-персону ( ). Здесь Васубандху следует не только сарвастиваде, но и тхераваде.