[араб. , ], араб. династия, стоявшая в 750-1258 гг. во главе мусульм. гос-ва - халифата. Считались прямыми потомками Аббаса (ум. 653), дяди прор. Мухаммада. Пришли к власти в результате победоносного восстания, использовав социальные, этнические и идеологические противоречия, порожденные правлением династии Омейядов, прежде всего конфликтом между араб. племенами, занимавшими привилегированное положение в гос-ве, и новообращенными мусульманами неараб. происхождения (мавали), подвергавшимися дискриминации вопреки установкам ислама. Политическое недовольство в халифате находило свое выражение в оппозиционных религ. течениях (шиитов, хариджитов и др.), приверженцы к-рых неоднократно поднимали восстания. Как и большинство противников правящей династии, А. использовали лозунг о возвращении узурпированной Омейядами власти к «дому Пророка». Один из центров тайной аббасидской орг-ции, действовавшей с кон. 10-х гг. VIII в., находился в ирак. г. Куфа. Особое внимание уделялось пропаганде в Хорасане, вост. провинции халифата с исламизированным иран. населением, тяготившимся араб. засильем. С 747 г. подготовку восстания там возглавил Абу Муслим, бывш. раб иран. происхождения, к-рому удалось сплотить различные группировки шиитской оппозиции и в нач. 748 г. овладеть г. Мерв. «Аббасидская революция» иногда трактуется как «расовый конфликт» - победа иранцев над арабами. Но современники вряд ли воспринимали происходящее через призму этнического противостояния; лозунги восстания были чисто исламскими, на стороне А. выступили не только персы, но и мавали самого разного происхождения, а также часть арабов. В 748 - нач. 749 г. восставшие хорасанцы завоевали всю территорию Ирана и в сент. 749 г. вступили в Куфу; туда же прибыл Абу-ль-Аббас, глава рода А., к-рому повстанцы принесли присягу (28 нояб. 749). В янв. 750 г. основные силы Омейядов были разбиты в сражении на р. Б. Заб у Харрана; последний омейядский халиф Марван II с остатками своих приверженцев бежал в Египет, где в авг. был настигнут и убит. Большинство его родственников были истреблены. Один из немногих уцелевших Омейядов, эмир Абдаррахман, бежал в Испанию, где основал эмират с центром в Кордове. Остальной мусульм. мир признал главенство А.
По своей структуре Аббасидский халифат более, чем при Омейядах, соответствовал образцу общемусульм. наднациональной империи. Арабы утратили свое привилегированное положение, статус подданных-мусульман сравнялся, а власть халифов усилилась (в эту эпоху их все чаще называют «тенью Бога на земле»); управление гос-вом перешло от араб. аристократии к иерархии чиновников, зависевших лично от халифа. Стали копироваться нек-рые формы сасанидской гос. традиции; в бюрократическом аппарате, идеологии, культуре заметно возросло влияние выходцев из Ирана. Во внутренней политике прослеживается отчетливый «сдвиг» на Восток, перенос культурно-политического центра халифата из Сирии в Ирак. В 762 г. второй и самый выдающийся халиф династии, аль-Мансур (754-775), основал на месте древней Селевкии-Ктесифона новую столицу - Багдад, ставший крупнейшим городом Востока, средоточием араб. науки и культуры. Заметно выросла при А. роль ислама в гос. идеологии халифата: халифы всячески подчеркивали свое религ. благочестие. Придя к власти, А. стали избавляться от своих вчерашних союзников. Опасаясь, что близость с крайними шиитскими сектами оттолкнет от династии суннитское большинство империи, власти подвергли репрессиям шиитов, были уничтожены хорасанские вожди «Аббасидской революции». В то же время халифы стремились сохранить опору на хорасанцев; выходцы из этой провинции составили костяк аббасидской гвардии, игравшей важную роль в политической жизни.
При А. не проводилась активная завоевательная политика. В 751 г. в битве у Таласа в Центр. Азии араб. войска остановили экспансию кит. империи Тан. Продолжалось продвижение мусульман на юго-восток, в бассейн Инда. На визант. границе сохранялось неустойчивое равновесие, локальные войны чередовались с крупными походами в глубь М. Азии (806, 833, 838).
В значительно большей степени внимание А. отвлекали внутренние конфликты. Политическая ситуация в гос-ве оставалась крайне нестабильной, в провинциях вспыхивали мятежи, самыми крупными из к-рых были восстания Муканны в Мавераннахре (776-783) и Бабека в Азербайджане (816-838), организованные сектами зороастрийской или маздакитской ориентации, а также восстание черных рабов («зинджей») в Ираке (869-883) и секты карматов на о. Бахрейн и в Аравии (кон. IX-X в.).
Эпоха А. отмечена расцветом арабо-мусульм. культуры и науки. Во 2-й пол. VIII - нач. IX в. на первые роли в культурной жизни выдвинулись представители исламизированных неараб. народов халифата, к-рые создали в араб. лит-ре стиль, восходящий не к древним обычаям кочевых племен, а к традиции богатых городов Востока. Гедонистическая поэзия с культом вина и любви, хотя и была арабоязычной, но далеко отошла от традиц. эстетики бедуинской поэзии, обратившись к наследию утонченной культуры сасанидской эпохи. В IX в. возникает противоположная лит. тенденция - араб. «реакция», воспевающая древнюю бедуинскую доблесть и нравственную чистоту, прославляющая воинские подвиги. В первые 100-150 лет правления А. завершилась кодификация мусульм. духовной традиции, сложились основные системы юриспруденции, бурно развивались философско-богословские школы, историческая и географическая науки.
Огромную роль в развитии арабо-мусульм. мысли сыграло усвоение арабами античного культурного наследия через посредство христиан-сирийцев. Со 2-й пол. VIII по X в. известны десятки христ. ученых, занимавшихся переводами на араб. язык (на основе более ранних сир. версий или непосредственно с греч.) сочинений Аристотеля и неоплатоников, Гиппократа и Галена, математических и географических трудов. Христиане халифата славились своими научными, и особенно медицинскими, познаниями. Представители сир. клана Бохтишо в течение 6 поколений служили врачами при дворе халифов VIII-X вв. Крупнейшей фигурой в интеллектуальной жизни IX в. был несторианин Хунайн ибн Исхак, врач, переводчик и ученый, глава академии («Дома мудрости»), основанной халифом аль-Мамуном (813-833).
Религ. политика первых А. (2-я пол. VIII - 1-я треть IX в.) не отличалась от омейядской. Немусульмане (зиммии) продолжали занимать престижные социальные ниши, играя лидирующую роль в торговле и финансах, многих ремеслах, медицине, гос. аппарате. В правление халифов аль-Мансура и аль-Махди (775-785) мусульмане открыто высказывали недовольство засильем чиновников-зиммиев, однако власти вынуждены были терпеть такое положение дел из-за нехватки образованных мусульман. При аль-Мансуре произошло 2 восстания коптов в Египте против сборщиков налогов; в 759-760 гг. взбунтовались христиане Ливанских гор (разбиты в сражении у Баальбека). Важным источником о положении зиммиев в VIII в. служит сочинение советника халифа Харуна ар-Рашида законоведа Абу Юсуфа, где излагается, как следует обращаться с подданными-немусульманами. Из этого произведения явствует, что, за исключением злоупотреблений при сборе налогов, христиане не подвергались никаким особым гонениям; ограничения, наложенные на зиммиев Омейядами при Умаре II, давно не соблюдались. Однако наместники, в частности, в Египте иногда по собственной инициативе преследовали христиан, разрушая церкви, возведенные после араб. завоевания. Единственное крупное гонение на христиан при Харуне ар-Рашиде произошло в Сирии в 807 г.; его причиной были раздоры в среде яковитского клира, когда одна партия обвинила другую в сношениях с греками; халиф повелел разрушить новопостроенные церкви в пограничной с Византией области (к нач. IX в. в мусульм. праве складывается представление о недопустимости постройки новых христ. храмов; христианам разрешалось лишь ремонтировать старые церкви, построенные до ислам. завоевания); преследования распространились вплоть до Иерусалима; чернь громила церкви, не разбирая, старые они или новые. Следующая полоса бедствий христиан была связана с междоусобной борьбой аль-Амина и аль-Мамуна, сыновей Харуна ар-Рашида, когда Сирия и Египет страдали от голода, смут и анархии (809-813). Противоборствующие армии и банды разбойников грабили христиан и жгли мон-ри. После утверждения власти аль-Мамуна мон-ри были восстановлены и туда вернулись монахи. В 831 г. егип. копты подняли очередное восстание, вызванное, как и раньше, алчностью правителей и тяжелыми налогами. Халиф прибыл в Египет и жестоко подавил мятеж; пленных повстанцев казнили, их семьи продали в рабство, опустевшие копт. деревни заселили мусульмане. С тех пор егип. христиане больше не восставали. В то же время лояльные властям зиммии преследованиям не подвергались. Христиане из окружения халифа легко получали право строить новые церкви. К этой эпохе относится беспрецедентный случай, когда христианин Макар из егип. г. Бура получил должность местного военачальника с правом носить меч и предстоять в мечети на пятничной молитве.
Со 2-й трети IX в. в халифате изменяются межконфессиональные отношения. Политический кризис в гос-ве, междоусобные войны, прекращение победоносной экспансии вызвали в мусульм. об-ве тоску по былому величию ислама, утраченной простоте нравов и привели к подъему фундаменталистских настроений и росту религ. нетерпимости. В 837 г. в ответ на вторжение в Сирию визант. войска халиф аль-Мутасим обрушил гонения на местных христиан. В 838 г. он предпринял поход на визант. г. Аморий, откуда вели свой род императоры правившей тогда Аморийской династии. Взятие и уничтожение этого важного стратегического пункта в центре М. Азии, сопровождавшееся пленением многих видных визант. военачальников (см. Аморийские мученики), вызвало в мусульм. мире эмоциональный подъем. Поворотным в религ. политике гос-ва стало правление халифа аль-Мутаваккиля (847-861). Он начал систематические гонения на шиитов, «неортодоксальные» мусульм. учения, а также на зиммиев, стремясь подорвать позиции иноверцев в управленческом аппарате и общественной жизни. Рост образовательного и интеллектуального уровня мусульман привел к тому, что гос-во все менее нуждалось в услугах христ. чиновников. Указом 850 г. для немусульман вводились ограничения в одежде - им полагалось носить желтые головные уборы особой формы, специальные нашивки на рукавах, употреблять только деревянные стремена и седла с шарами. В 854 г. было предписано разрушить все новопостроенные церкви; зиммиям запрещалось ездить на лошадях. В 859 г. появился запрет принимать немусульман на гос. службу, начались увольнения христ. чиновников. Дома христиан и иудеев должны были быть отмечены деревянными изображениями демонов. Притеснения инаковерующих привели к эмиграции христиан из Сирии в М. Азию и на Кипр, а также к массовой исламизации оставшихся в халифате христиан. Аль-Мутаваккиль был убит в результате заговора своих гвардейцев-тюрок. Со времен аль-Мутасима халифы стремились использовать их как противовес хорасанской гвардии; ко 2-й пол. IX в. тюрк. гулямы настолько усилились, что фактически управляли гос-вом, возводя и свергая халифов по своему усмотрению. Начался территориальный распад халифата, провинции выходили из повиновения. Еще в 788 г. отпали от халифата берберы Магриба во главе с шиитской династией Идрисидов; в 800 г. династия Аглабидов превратила в свое наследственное владение Тунис; в 822 г. отделился Хорасан; с 892 г. в Мавераннахре образовалось гос-во Саманидов; в IX-X вв. халифы дважды теряли Египет, переходивший к тюрк. династиям Тулунидов и Ихшидидов. Хотя большинство эмиров и султанов формально признавали главенство аббасидского халифа и платили ему нек-рую дань, но в своей политике и в вопросах престолонаследия они оставались совершенно самостоятельны.
В кон. IX - нач. X в. халифы и стоявшая за ними тюрк. военно-адм. верхушка относились к зиммиям достаточно терпимо. Запреты аль-Мутаваккиля были забыты, христиане снова занимали важные посты в гос. управлении, особенно в правление халифов аль-Мутамида (870-892) и аль-Мутадида (892-902). Однако среди низших слоев мусульм. об-ва и служителей культа неприязнь к иноверцам все более усиливалась, приводя иной раз к межконфессиональным столкновениям. Особого размаха преследования зиммиев достигли при халифе аль-Муктадире (908-932), когда в разных провинциях гос-ва мусульмане громили христ. храмы и мон-ри.
К сер. X в. распад халифата завершился. Под властью А. остался Багдад с областью Ср. и Н. Месопотамии. Даже титул халифа потерял ореол исключительности: в X в. существовали помимо Аббасидского Кордовский халифат Омейядов в Испании (с 929) и шиитский халифат Фатимидов в Сев. Африке. В 945 г., когда к Багдаду подступили войска Буидов (шиитской династии, правившей в Зап. Иране), халиф аль-Мустакфи сдался им без сопротивления. Новые правители Багдада лишили халифа политической власти и превратили Ирак в одну из своих провинций. Однако духовный авторитет титула халифа был еще настолько силен, что даже Буиды, исповедовавшие шиитскую доктрину, не посмели посягнуть на него. В большей части мусульм. мира халифа продолжали считать религ. главой: не обладая реальной силой, халифы оставались символом мусульм. сообщества. Многие мусульм. правители получали от халифа регалии в знак формального подтверждения своих властных полномочий.
В кон. 1055 г. Багдад перешел под власть новых правителей, тюрок-сельджуков, создавших в Передней Азии обширную империю - от Аральского до Средиземного морей. Во время господства Сельджукидов, исповедовавших суннитский ислам, авторитет халифов значительно возрос. В нач. XII в. различные ветви этой династии увязли в междоусобной борьбе, к-рая привела к упадку их гос-ва, и в частности к ослаблению контроля над Багдадом. В условиях массового недовольства сельджуками халифы сумели выйти из-под их власти и воссоздать независимое гос-во в пределах Ирака (начиная с аль-Муктафи, 1136-1160). Внутриполитическая ситуация в Багдаде сер. X - сер. XIII в. была крайне нестабильной. Практически каждый год происходили вооруженные столкновения суннитов и шиитов, жителей различных кварталов, вспыхивали голодные бунты. На этом фоне положение багдадских христиан, к-рых насчитывалось 30-40 тыс. при полумиллионном населении города, оставалось относительно спокойным, т. к. они не были вовлечены в политическую и религиозно-идеологическую борьбу. За 300 лет зафиксировано только одно антихрист. выступление: сожжение церкви в квартале ан-Насари в февр. 1002 г. Христиане, как и раньше, занимались престижными ремеслами; межконфессиональные отношения на бытовом уровне оставались терпимыми.
Конец гос-ву А. положило монг. нашествие. В нач. 1258 г. войска Хулагу-хана после недолгой борьбы овладели Багдадом; жители мусульм. кварталов были перебиты или уведены в плен, последний халиф аль-Мустасим был казнен. Христиане пользовались покровительством монголов, и резня их не коснулась. После падения халифата егип. и сир. мамлюки провозгласили халифом самозванца, выдававшего себя за одного из уцелевших А. Он и его потомки пребывали в Каире и выполняли декоративные функции по приданию авторитета власти мамлюков. Эта «династия» пресеклась в 1368 г., а через неск. десятилетий после завоевания Египта османами (1517) титул халифа был принят тур. султаном.