Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АВСТРАЛИЯ
1, С. 186-190 опубликовано: 29 октября 2007г.


АВСТРАЛИЯ

Австралия
Австралия

Австралия

[англ. Commonwealth of Australia; Австралийский Союз], гос-во в юж. части Тихого океана. Территория: 7 686 810 кв. км. Столица: Канберра (331 тыс. жителей). Крупнейшие города: Мельбурн (3,04 млн.), Сидней (3,9 млн.). Гос. язык: англ. География. Располагается на континенте Австралия, о-вах Тасмания, Кокосовых (Килинг), Норфолк, Рождества, Макдональд и др. Ближайшие соседи на юге - Нов. Зеландия, на севере - Папуа-Нов. Гвинея, Индонезия и Вост. Тимор, на востоке - франц. Нов. Каледония. В стране имеются значительные минеральные и энергетические ресурсы (уголь, природный газ, железная руда, бокситы, уран) и обширные сельскохозяйственные угодья. Благоприятный климат - средиземноморский, субтропический континентальный и субтропический влажный. Население: 18,7 млн. чел. (1998), 75% - потомки англичан и ирландцев. Большие общины русских, украинцев, уроженцев прибалтийских гос-в, поляков, сербов и хорватов, итальянцев, немцев, греков, голландцев, выходцев из Юж. Азии. Ок. 15% населения не считают англ. своим родным языком. Коренное население - т. н. аборигены, относящиеся к австралоидной расе,- проживает на материке более 40 тыс. лет. К началу европ. колонизации насчитывалось 350 тыс. чел., в наст. время - 228 тыс., включая жителей островов в Торресовом прол., имеющих папуасское происхождение. Аборигены проживают в основном в городах (66%), более половины - в штатах Нов. Юж. Уэльс и Квинсленд. Коренное население Тасмании вымерло или погибло при колонизации страны европейцами в XIX в. Население А. удвоилось в период после второй мировой войны в результате активной гос. иммиграционной программы: ок. 60% этого роста дали иммигранты из Греции, Турции, Италии и др. европ. стран и их дети, родившиеся в А. Существовавший до нач. XX в. запрет на допуск небелых иммигрантов, сохранявшийся до 1973 г., был отменен, что привело к притоку выходцев из Азии, к-рые составили ок. 40% иммигрантов и 4% всего населения (1990). Общая иммиграция к кон. XX в. составила ок. 100 тыс. чел. в год. Среди австралийцев - более 230 тыс. выходцев из бывш. СССР (в т. ч. ок. 50 тыс. русских). 85% населения проживает в городах, 60% - в портовых: Сиднее, Мельбурне, Брисбене, Аделаиде и Перте. Гос. устройство. Основной закон А.- Конституция 1900 г. А. имеет федеративное устройство и состоит из 6 штатов (Нов. Юж. Уэльс, Виктория, Квинсленд, Юж. А., Зап. А., Тасмания), каждый из к-рых имеет собственный парламент и правительство, и 2 территорий (Северная и Австралийская столичная). Член Содружества наций. Главой гос-ва является королева Великобритании, к-рую представляет генерал-губернатор, назначающийся по рекомендации австрал. правительства. Актом об А. 1986 г. были упразднены последние полномочия Великобритании в отношении суверенитета А. Главой исполнительной власти является премьер-министр, представляющий кабинет министров на утверждение палаты представителей. Федеральный парламент состоит из палаты представителей (148 депутатов, избираемых на 3 года) и Сената (76 сенаторов, избираемых на 6 лет).

Религия

Ни одна из церквей и ни одно из религ. объединений не признаны государственными. Об-во толерантно. Основные вероисповедания: католики - 26% (1999), англикане - 23, Объединенная церковь (пресвитериане, методисты и конгрегационалисты) - 8, православные - 3,5% (1998).

В Национальный Совет Церквей в Австралии (основан в 1946) входят 13 христ. Церквей и религ. объединений.

Правосл. Церковь

имела в 1901 г. своими прихожанами 2% от всего населения, а в 1947 г.- 1%. В результате послевоенной иммиграции из Юж. Европы их количество увеличилось до 2,8%. Наиболее значительное сообщество из правосл. Церквей, представленных в А., принадлежит К-польскому Патриархату.

РПЦ имеет в стране 3 прихода, находящиеся под архипастырским окормлением митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева): в честь Покрова Пресв. Богородицы в Сиднее, основан в 1987 г., настоятель - прот. Владимир Макеев; в честь Пресв. Троицы в Мельбурне, основан в 1998 г., настоятель - свящ. Игорь Филяновский; Богоявленский в Ньюкасле, принят в каноническую юрисдикцию РПЦ 19 июля 2000 г., настоятель - свящ. Николай Ган. В 1989 г. (21-27 янв.) делегации РПЦ принимали участие в V Ассамблее Всемирной конференции «Религия и мир», проходившей в Мельбурне, и в 1991 г. (7-20 февр.) - в VII Ассамблее Всемирного Совета Церквей, проходившей в Канберре.

РПЦЗ имеет 24 прихода (в Квинсленде, Юж. А., Тасмании, Зап. А. и др.- на 1999), к-рые объединяются в Австралийско-Новозеландскую епархию (с 1948), возглавляемую с 1996 г. архиеп. Иларионом (Капралом); 6 мон-рей: Спасо-Преображенский муж. мон-рь, муж. скит во имя св. Иоанна Крестителя, Архангело-Михайловский муж. мон-рь и Успенский жен. скит, муж. скит во имя св. Патрика, жен. обитель в честь Казанской иконы Божией Матери, Введенская жен. община. Бо́льшая часть австрал. паствы РПЦЗ - переселенцы из Китая, в основном из Маньчжурии, прибывшие в первые годы по окончании второй мировой войны.

Правосл. архиепископия А. К-польского Патриархата, возглавляемая с апр. 1975 г. архиеп. Стилианом (Харкианакисом), насчитывает ок. 1 млн. прихожан, 120 приходов, 8 мон-рей (см. Австралийская архиепископия).

Антиохийская Церковь имеет на территории А. экзархат. Сербская Церковь - 35 приходов и 2 мон-ря, оба во имя св. Саввы Сербского. Свои приходы имеет Румынская Церковь, а также Македонская Церковь, самовольно провозгласившая в 1967 г. свою автокефалию.

Католич. Церковь

приходы к-рой основаны переселенцами из Ирландии, является крупнейшей. Руководящий орган - Австралийская Епископская конференция (с 1979). Состоит из 5 митрополий и 2 архиеп-ств (к-рые непосредственно подчиняются Римской курии), объединяющих 4,6 млн. чел.: Аделаидская, Брисбенская, Мельбурнская, Пертская, Сиднейская митрополии и архиеп-ства Канберрское и Хобартское,- и 25 еп-ств (в т. ч. маронитского, мелькитского и униатского обрядов).

Англикан. Церковь

исторически первой приобрела организационные формы в А. Под ее влиянием во многом произошло зарождение правовых, социальных и политических ин-тов. В янв. 1962 г. создана автономная Церковь Англии в А. (4,2 млн. чел.), переименованная в авг. 1981 г. в Англиканскую Церковь Австралии, к-рая стала самостоятельным членом Англиканского содружества (см. Англиканство). Состоит из 5 провинций: Нов. Юж. Уэльса (1847), Квинсленда (1905), Юж. А. (1971), Виктории (1905), Зап. А. (1914), включающих 24 еп-ства на континенте и еп-ство Тасмании (1842).

Евангелические

церкви представлены Баптистским союзом А., основанным в 1926 г., церковью Христа А., Лютеранской церковью А., основанной в 1966 г., Объединенной церковью А., в к-рую в 1977 г. вошли методисты, пресвитериане и конгрегационалисты, и квакерами.

В стране представлены также Армянская Апостольская Церковь, Ассирийская Церковь Востока, Коптская Церковь (Александрийский Патриархат, с 1960), Сирийская яковитская Церковь.

13% австралийцев исповедуют нехрист. религии. С 1828 г. действует Большая синагога в Сиднее (80 тыс. прихожан). Влиятелен индуизм. Ислам исповедуют 2% населения (1998). Растет влияние буддизма: только с 1991 по 1993 г. число приверженцев буддизма выросло на 43% и достигло 200 тыс. чел., среди к-рых 2/3 составляют англоевропейцы.

Распространение христианства

Первым из европейцев берега А. увидел португ. мореплаватель Мануэл Годинью ди Эредиа в 1601 г., голландцы В. Янсзон (1606) и А. Тасман (1642) исследовали ее побережье. В 1770 г. здесь высадился англичанин Дж. Кук. С кон. XVIII в. началась англ. колонизация (в основном за счет каторжников и ссыльных из метрополии): 26 янв. (национальный праздник) 1788 г. капитаном А. Филлипом в сиднейской бухте было основано первое брит. поселение. В 1869 г. вся А. стала владением Великобритании.

Священники, появившиеся в А. в 1788 г. вместе с заключенными, а в Тасмании в 1804 г., были англиканами. Англикан. Церковь начала миссию среди кочевых аборигенов. Миссионер С. Марсден, приехавший в 1793 г., обращал жителей в англикан. веру, организовывал социальные службы, продолжая служение Церкви до самой смерти в 1838 г. В 1823 г. А. и Тасмания оказались под управлением англикан. еп-ства Калькутты. В 1836 г. был назначен первый англикан. епископ А., и к 1847 г. страна была разделена на 5 еп-ств. Открытие в 50-х гг. золотого месторождения в шт. Виктория вызвало увеличение гос. капитала, что позволило выделить субсидии различным Церквам, приблизительно половина к-рых пошла англикан. Штаты Виктория и Юж. А. были заселены свободными иммигрантами. Через 11 лет после их появления Юж. А. стала еп-ством, в штат прибыли 6 англикан. священников. Единственным представителем англикан. Церкви в Зап. А. в течение многих лет оставался священник в Перте, пока в 1836 г. туда не приехали миссионеры из Британии. В 1856 г. Перт стал еп-ством. В Квинсленд, изначально часть Нов. Юж. Уэльса, англикан. епископ был поставлен в 1859 г., в Сев. территорию - в 1900 г.

Первым правосл. священником, вступившим на землю А., был иером. Дионисий, прибывший с рус. антарктической экспедицией Беллинсгаузена на корабле «Восток» 27 мар. 1820 г.- в канун Св. Пасхи. Иером. Дионисий совершил Божественную литургию. Впосл. рус. корабли неоднократно заходили в порты А. («Рюрик», «Аполлон» - 1822, «Ладога» и «Крейсер» - 1823 и др.). В 1893 г. правительство имп. Александра III назначило имп. рус. консула в австрал. колонии - А. Д. Путяту. Он прибыл в Мельбурн 13 дек. 1893 г. В А. проживало в это время ок. 4 тыс. чел., иммигрировавших из России. Путята хлопотал перед имп. правительством и Святейшим Синодом об открытии рус. правосл. храма в Мельбурне и назначении священника. По просьбе Синода РПЦ Иерусалимский Патриарх направил греч. свящ. Дорофея Вакалиароса в Сидней, где в 1897 г. был создан греч. правосл. приход. В 1913 г. здесь же открылся приход правосл. арабов Сирийской Православной Церкви (ныне Антиохийской). Большая община правосл. арабов (в основном ливанцев) существовала в Мельбурне. Община купила землю и построила храм, в 1932 г. настоятелем этого храма Патриарх Антиохийский назначил архим. Антония (Мобайеда). Архим. Антоний прекрасно говорил по-русски: в имп. России он окончил МДА, в последние годы перед революцией служил начальником Сирийской духовной миссии и настоятелем Сирийского подворья в Москве. Иконостас и утварь в Свято-Николаевском антиохийском храме в Мельбурне, в т. ч. икона свт. Николая, подаренная о. Антонию прав. Иоанном Кронштадтским, привезены о. Антонием из России.

К-польский Патриархат открыл ц. в честь Св. Троицы в Сарри-Хилс (Нов. Юж. Уэльс) в 1898 г. В том же году Иерусалимская Церковь послала своих священников монахов Серафима Фокаса в Сидней и Афанасия Кантопулоса в Мельбурн. Впосл. Синод Элладской Церкви взял на себя управление греч. общинами с согласия Иерусалимского Патриархата (1903) и К-польского Патриархата (1908). В первые десятилетия XX в. юрисдикция для греч. общин не была устойчивой. В марте 1924 г. была образована митрополия А. и Нов. Зеландии, к-рая вошла в юрисдикцию Вселенского Патриархата.

Открытие золотых месторождений в сер. XIX в. способствовало притоку переселенцев. Получило развитие земледелие и тонкорунное овцеводство. Естественная колонизация полностью заменила исправительно-ссыльные мероприятия англ. короны. К 1859 г. было образовано 6 отдельных колоний, включая Тасманию. В 1901 г. колонии объединились в Австралийский Союз, получивший статус брит. доминиона. В 1931 г. А. получила полную самостоятельность на основе Вестминстерского акта.

После второй мировой войны англ. правительство в целях развития промышленности поддерживало иммигрантов, отправляющихся в А. на работы. Перемещенные лица из Европы стали приезжать в А. С 1948 по 1951 г. прибыло 540 548 европ. иммигрантов, среди них 17 тыс. россиян. Количество правосл. населения увеличивалось, вместе с переселенцами прибывали и священники, учреждались общины, открывались храмы. В 1949 г. в Мельбурне было более 500 православных. До открытия собственного храма в честь Покрова Пресв. Богородицы они посещали антиохийский храм. К 1970 г. число иммигрантов достигало 2 млн. Приезжали из Юж. Европы, Азии, что вызвало рост католич. населения.

Папские викарии были назначены в А. и Тасманию еще в 30-х гг. XIX в. В 1929 г. в Сиднее состоялся Международный евхаристический конгресс. Следующей вехой католич. истории в этой стране стал визит папы Павла VI в 1970 г. Забота о переселенцах входит в обязанности Федерального католич. иммиграционного комитета, учрежденного в 1947 г. 2 ордена принимают участие в этой деятельности - капуцины и скалабрианцы в Юж. А. и Виктории. Среди аборигенов 26% были католиками в 1966 г. Первый местный католич. священник появился в 1975 г.

В 1971 г. подавляющее большинство населения (91,7%) составляли христиане: 33% - англикане, 28,7% - католики, 26,4% - представители протестант. деноминаций и сект (методисты, пресвитериане и др.). Австрал. христ. об-во космополитично по своей структуре: англикане в основном англ. происхождения, методисты - уэльского, пресвитериане - шотл. и католики - ирл. В А. мало местных новых групп.

В 1809 г. поселенцы А. построили пресвитерианскую церковь, ее первый пастор прибыл в 1823 г. Спор о принятии гос. финансовой помощи расколол протестант. духовенство на два синода, учрежденных в Нов. Юж. Уэльсе в 1846 г. и заново объединенных в 1864 г. В Тасмании пресвитерианские службы проводились с 1823 г. Австрал. пресвитериане создали 4 миссии для аборигенов. 2 китайские пресвитерианские церкви расположены в Сиднее и Мельбурне. Методисты были среди первых поселенцев в Нов. Юж. Уэльсе, благодаря их усилиям в 1815 г. С. Лей приехал туда на службу из Англии. Он открыл отд-ние Британского и иностранного библейского об-ва и построил дом для бедных. В 1855 г. в Сиднее прошла 1-я Австрало-азиат. конференция методистов. В Виктории после притока золотоискателей в 1886 г. каждый десятый житель был методистом. В Тасмании методисты появились ок. 1820 г., а к 1840 г. они уже составляли самостоятельное религ. движение. К 1876 г. методистских церквей было почти в 5 раз больше англикан. и в 30 раз больше пресвитерианских. В Зап. А. эта деноминация оставалась слабой и не имела своего духовенства до 1840 г. Квинсленд стал методистским округом в 1863 г. Методисты рано начали принимать участие в обращении аборигенов; методистские международные миссии имеют 6 об-в в Квинсленде, по одному в Зап. и в Центр. А. В 1851 г. методисты составляли 6% от всего населения, в 1901 г.- 13, в 1947 г.-12, в 1971 г.- 9%. В 1966 г. Юж. А. продолжала лидировать по количеству методистов (21%), в то время как в Нов. Юж. Уэльсе их было только 7,2%. В 1971 г. в А. было 20 методических школ с 12 309 учениками.

Через Лондонское миссионерское об-во конгрегационалисты рано установили контакт с А., но первая конгрегация появилась в стране только в 1829 г. С 1963 г. проводились переговоры между конгрегационалистской, методистской и пресвитерианской церквами, что привело к созданию Объединенной церкви в А. в 1977 г.

Первая баптистская община в Нов. Юж. Уэльсе была организована в 1813 г., церковь Христа - в 1846-м, Армия Спасения - в 1881-м, Адвентисты Седьмого дня - в 1885 г. Лютеранская церковь, миссионеры к-рой вначале приезжали из Германии и Миссури (США), теперь имеет 3 миссии для аборигенов. Церковь Христа - также 3, баптистские миссионеры участвуют в работе нек-рых гос. станций. Большинство миссий открылись между 1914 и 1937 гг., сейчас все они контролируются правительством.

Законодательство о вероисповедании

Конституция 9 июля 1900 г. с поправками от 19 дек. 1946 г. начинается словами: «Поскольку люди… смиренно полагаясь на благословение Всемогущего Бога, договорились…» Офиц. положением, определяющим отношения между Церковью и гос-вом, является 116-й разд. Конституции. В нем говорится о том, что вероисповедание не должно играть роль при принятии на к.-л. гос. должность. Однако в Конституции нет упоминания о том, что официально А. является светским гос-вом. Конституция вызвала много споров, а вопрос о религ. образовании привел к конфликту между Церквами и гос-вом. Нек-рые сторонники светской школы заявили, что 116-й разд. запрещает федеральному правительству и правительствам членов федерации оказывать финансовую помощь таким религ. орг-циям, как, напр., церковные школы, но подобная трактовка закона не была подтверждена судом.

Духовенство и те, кто готовятся принять духовный сан, освобождены от военной службы. Церкви не получают ни прямой финансовой помощи от правительства, ни зарплаты из гос. бюджета. Социальные же службы, включая сиротские дома, больницы и орг-ции, оказывающие помощь семьям, пользуются определенной финансовой поддержкой. На осуществление программы помощи аборигенам на севере страны австрал. правительство выдает англикан., католич. и протестант. миссиям значительные ежегодные суммы. Кроме того, церковные фонды и собственность Церквей освобождены от налогов. В правительстве нет министерства или отдела по религ. или церковным делам. Церкви не обязаны регистрироваться ни в федеральном правительстве, ни в правительстве члена федерации.

Лит.: World Christian Encyclopedia: A comparative Study of Churches and Religions in the Modern World, AD 1900-2000 / Ed. by D. B. Barrett. Nairobi; Oxf.; N. Y., 1982. P. 151-157; Mol H. The Faith of Australians. Sydney, 1985; Goldberg S. L., Smith F. B. Australian Cultural History. [S. l.], 1989; Australian Society / Ed. Hancock K. [S. l.], 1990; Протопопов М., прот. Архиепископ Феодор Рафальский, 1895-1955. Мельбурн, б. г.; Δίπτυχα, 1999. Σ. 984-988; Religion by Location: http//www.adherents.com/adhloc/Wh_22.html [Электр. ресурс].