(IV в.), сщмч. Египетский (пам. греч. 2 марта), еп.; пострадал при имп. Констанции II. Упомянут свт. Афанасием I Великим, Патриархом Александрийским, в «Защитительном слове о бегстве своем» (Apologia de fuga. 7) и у цитировавших это сочинение церковных историков, Сократа Схоластика (Церк. ист. II 28) и блж. Феодорита, еп. Кирского (История боголюбцев. II 14). Согласно свидетельству Афанасия Великого о зверствах ариан в Александрии, А. в числе мн. др. правосл. егип. епископов был сослан (357) и скончался либо в пути, либо в месте ссылки.
Память А. крайне редко встречается в греч. и рус. календарях, напр. в Студийском Типиконе кон. XIV в. (РГАДА. Тип. 144. Л. 60об.).
Гимнография. В греч. рукописи XIV в. (Paris. Coisl. 309. Fol. 5-7) сохранился канон Феофана 4-го гласа (нач.: «Τὸν νοῦν μου ταῖς σαῖς πρεσβείαις φώτισον» - Просвети ум мой твоими молитвами - AHG VII. 23-30, 356-357), где А. представлен как «великий иерарх церкви», «наилучший аскет», «преследователь злого умысла Ария» (седален 4-го гласа). Этот канон включен в состав рус. служебных Миней XIII-XV вв. (древнейший список - РГАДА. Тип. 106, XIII в.). В совр. богослужебной практике РПЦ и греч. Церквей последование А. не поется.