Петр (70-е гг. XVII в., Суздаль - 21.01.1700, Соловецкий мон-рь), правосл. диакон-расстрига, перешедший в католичество, писатель. Род. в семье правосл. свящ. Артемия. После 1685 г. поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию, где учился у братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. В 1688 г. вместе с Иоанникием Лихудом уехал в Венецию, посетил Рим, учился в католич. школах. Под влиянием иезуитов тайно перешел в католичество, впосл. объяснял свой поступок, в частности, высоким авторитетом папы и духовенства у католиков. По возвращении в Москву в 1691 г. был рукоположен во диаконы к Петропавловской ц. в Новомещанской слободе. В 1697 г. священник этой церкви написал донос Патриарху Адриану, в к-ром сообщал, что А. в храме читал католич. молитвы и произносил поучения, в к-рых «похвалял в вере поляки, ляхи, литву», соблюдал католич. посты, носил на себе образ Антония Падуанского, придерживался католич. взглядов в вопросах об исхождении Св. Духа и о времени пресуществления Св. Даров, исповедовался и причащался у иезуитов, осуждал преследование старообрядцев и проч. А. был запрещен в служении, однако продолжал проповедовать в частных домах, вокруг него собрался кружок из светских и духовных лиц, среди к-рых было 2 католич. священника. А. резко критиковал взгляды Евфимия Чудовского, к-рый наряду с Лихудами возглавлял «грекофилов» в их спорах с «латинствующими», происходивших в кон. 70-80-х гг. XVII в. После вторичного доноса на А. в мае 1698 г. Патриарх отправил его в заключение в Новоспасский мон-рь, где А. написал «тетради» с подробным изложением своих взглядов, в «тетрадях» также содержались обвинения против Лихудов, в частности в том, что Иоанникий Лихуд тайно придерживался католичества. Возможно, свидетельства А. были одной из причин заключения Лихудов в Новоспасском мон-ре в 1698 г. На Соборе в июле 1698 г. А. был осужден, расстрижен и сослан в архиерейский мон-рь в Холмогорах под надзор архиеп. Афанасия (Любимова), Поскольку А. упорствовал в своих взглядах, 11 сент. того же года его сослали в Соловецкий мон-рь, где он вскоре скончался. Сведения о пребывании А. на Соловках и о его кончине содержатся в рукописи БАН. I. В. 11 (Л. 51об.- 54), где сообщается, что незадолго до смерти А. отрекся от «латинского заблуждения».
Все материалы, касающиеся биографии А., и его сочинения собраны в рукописи: ГИМ. Син. № 393 (кон. XVII в.), включающей в себя письма А. к отцу (с отпечатком религ. экзальтации в духе католич. мистических сочинений), выдержки из дневника, к-рый А. вел во время пребывания за границей, соборные акты, осудившие А. Статьи «На еретика Петра роздиакона» содержатся в сб. ГИМ. Син. № 346 (Л. 1237-1260). Сохранились 11- и 13-сложные силлабические вирши, посвященные Спасителю, Богоматери, святым Иоанну Предтече, Иосифу, Иоакиму и Анне, а также царю и пещи как символу геенны огненной, к-рые А. писал в холмогорской тюрьме «по обоконьям по дереву». По предположению И. А. Шляпкина, стихи, посвященные Богоматери, являются переводом лат. молитвы.