архиеп. Кипрский (не позднее 1204 - между 17 июня 1209 и 14 сент. 1222). Занимал епископскую кафедру г. Тивериада (ныне Тиверия, Израиль; В. Лоран ошибочно называл его архиепископом Лиддским), откуда бежал на Кипр после завоеваний Салах-ад-Дина. Из-за сложной политической ситуации, сложившейся после 4-го крестового похода и падения К-поля в 1204 г., Кипрская кафедра нек-рое время пребывала без архиепископа, поскольку ранее его избирал и присылал К-польский патриарх. Каноническому избранию препятствовало бегство патриарха Иоанна X Каматира в Дидимотих. В результате киприоты обратились к иерусалимскому королю и получили разрешение самостоятельно избрать нового предстоятеля Кипрской Церкви. Это разрешение было получено до 1 апр. 1205 г., даты смерти Амори (Амальрика) де Лузиньяна, т. к. он был последним из кипрских королей, носившим титул короля Иерусалимского (этот титул Лузиньяны возвратили только в 1268, при кор. Гуго III). И. был избран Кипрским архиепископом местными епископами, представителями монашества, низшего духовенства и мирян без санкции К-польского патриарха. Точное время его избрания неизвестно, в трактате «О перемещениях епископов» это событие относится к правлению визант. имп. Исаака II Ангела (1185-1195, 1203-1204) (Darrouzès. 1984. P. 185). Положение И. было крайне шатким из-за отсутствия одобрения патриарха, из-за недовольства греч. населения Кипра религ. притеснениями со стороны латинян, а также из-за того, что крестоносцы подозревали нового архиепископа в симпатиях к Никейской империи. Благодаря действиям епископа Саввы Пафосского, обязанного своим избранием И., вопрос о каноничности поставления архиепископа был вынесен на Собор 1209 г. и 17 июня решен в пользу И.: были подтверждены его избрание и сделанные им назначения.
Остается неизвестным, до какого срока И. занимал архиепископскую кафедру. Нек-рые кипрские исследователи считают, что лат. соборы в Лимасоле (17 окт. 1220) и в Фамагусте (12 сент. 1222), на к-рых было заявлено о подчинении правосл. клириков католич. духовенству и феодалам, проводились во время архиепископства И. (Παυλίδης. 1986. Σ. 337).
По сообщению «Истории Иерусалимских патриархов», составленной Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой (VIII 18. 5), И. якобы отправился в Никею, чтобы покаяться в своем вынужденном признании власти папы Римского. Патриарх Мануил I Сарантин (1216-1222) принял И. и отпустил ему это прегрешение, после чего латиняне запретили И. возвращаться на Кипр. Однако эти сведения более ничем не подтверждаются; по мнению Лорана, патриарх Досифей приписал И. эпизод из жизни одного из его преемников - Неофита, архиеп. Кипрского (Laurent. 1949. Р. 37).
И. упоминается в синодике Кипрских архиепископов, включенном в «Хронику» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.), после Софрония (упом. в 1191) и перед Симеоном-Иларионом (упом. в 1222) (Leont. Makhair. Chronicle. § 30).