(Клементьевский Иван Андреевич; февр. 1753, с. Клементьево Ковровского у. Владимирской губ.- 24.04.1818, С.-Петербург), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский. Род. в семье священника Спасской ц. Андрея Михайлова (с 1760 служил и скончался в Москве). Буд. архиерей получил фамилию по месту служения своего отца. Обучался во Владимирской ДС и МДА, по окончании к-рой был оставлен учителем евр. и греч. языков. В 1774 г. Иван Клементьевский был пострижен в монашество с именем Ириней. С 12 сент. 1776 г. игумен московского Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, преподаватель евр. языка и префект Перервинской ДС. При И. в обители закончилась надстройка этажа над кельями для школы и семинаристов, в 1777 г. усердием московского купца И. И. Мялицына восстановлены росписи в Николаевской ц., в 1778 г. между «патриаршими» и настоятельскими кельями построены 2-этажные каменные покои над погребами, перелит большой колокол, в 1779 г. возобновлен иконостас Николаевской ц., в 1780 г. надстроена монастырская стена, в 1781 г. оборудованы кельи, в 1782 г. вызолочены главы на Николаевской и Толгской церквах, возведена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, построена конюшня с каретным сараем. В сент. 1782 г. И. был назначен настоятелем московского Крестовоздвиженского мон-ря и академическим проповедником, 9 дек. 1783 г.- игуменом московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря. 25 дек. 1784 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Борисоглебского на Устье мон-ря близ Ростова, префектом и «профессором богословского учения» Ярославской ДС и присутствующим в духовной консистории. В ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мон-ре И. публично читал проповеди-лекции, толковал послания ап. Павла к римлянам и к евреям.
В 1786 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, 11 янв. 1787 г. прибыл в столицу. С 1787 по 1791 г. произнес 15 проповедей, 12 из них в церквах Зимнего дворца в присутствии высочайших особ, две - в Петропавловском соборе и одну проповедь в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря. Высочайшим указом от 6 мая 1788 г. И. был назначен членом Святейшего Синода. 21(30?) июня 1788 г. определен архимандритом Юрьева новгородского мон-ря, который посещал лишь во время отпуска и по разрешению, напр., с 3 дек. 1789 по 1 янв. 1790 г.- по собственному ходатайству «для исправления экономических по нему надобностей». 30 авг. 1790 г. И. сослужил при освящении Троицкого собора столичного Александро-Невского мон-ря, во время процессии нес жезл св. блгв. кн. Александра Невского, а после литургии, к-рую возглавлял митр. Гавриил (Петров), произнес проповедь.
18 мая 1792 г. императорским указом И. был определен на Тверскую кафедру, 22 мая состоялось наречение, а 26 мая в Богородице-Рождественской ц. на Невском проспекте - хиротония И. во епископа Тверского и Кашинского. В епархии И. учредил цензуру проповедей. Согласно его предписанию, консистория избрала по всем городам «ученых цензоров» и составила для них инструкцию, в к-рой рекомендовалось в проповедях избегать «политических предметов», «неприличных из истории примеров» и не намекать на к.-л. конкретное лицо при повествовании о грехах. В 1794 г. И. утвердил эту инструкцию.
28 окт. 1793 г. И. участвовал в совершении таинства бракосочетания вел. кн. Александра Павловича и вел. княжны Елисаветы Алексеевны в Спасском соборе Зимнего дворца (богослужение возглавлял митр. Гавриил). В 1794 г. вышел второй сборник И. «Продолжение поучительных слов» с 10 проповедями 1791-1794 гг., произнесенными в с.-петербургской и петергофской придворных церквах, в Андреевском соборе на Васильевском о-ве. По предписаниям императрицы от 3 дек. 1795 г. участвовал в торжествах по случаю образования Курляндской губ. в г. Митаве, от 10 авг. 1796 г.- Виленской и Слонимской губ. (в Вильне находился в нояб.-дек. 1796 г., когда был вызван имп. Павлом I).
24 окт. 1796 г. И. был возведен в сан архиепископа, 18 янв. 1797 г. высочайшим указом вызван на коронацию Павла I, назначенную на Пасху, служил литургию в Успенском соборе Московского Кремля с митр. Гавриилом, митр. Московским Платоном (Левшиным) и архиеп. Казанским Амвросием (Подобедовым). Пользовался особой благосклонностью имп. Павла I. 13 марта 1797 г. при посещении последним Твери И. был награжден орденом св. Александра Невского, а 25 июля - «командорством» из 5 деревень в Серпуховском у. Московской губ. (ок. 300 душ). 2 июля 1798 г. имп. Павел выразил благодарность И. за то, что он прислал ковчег с мощами и крест царя Алексея Михайловича.
13 окт. 1798 г. И. был перемещен на Псковскую кафедру. 7 нояб. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В 1799 г. титулован архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским (с этого года курляндские церкви в Митаве и Якобштадте, как ранее лифляндские, были переданы в управление Псковских архиепископов). До 1800 г. И. проживал преимущественно в С.-Петербурге. В мае 1800 г. сопровождал тело А. В. Суворова от Аничкова дворца до Александро-Невской лавры, где состоялись похороны полководца. Вероятно, именно И. подготовил подробное описание истории Псково-Печерского мон-ря, чудес от Печерской иконы Божией Матери с добавлением Житий св. князей Довмонта и Всеволода (Гавриила), Жития и чудес прп. Саввы Крыпецкого и кратких сведений о блж. Николае Саллосе.
30 авг. 1814 г. И. был уволен на покой в Александро-Невскую лавру с «полным по последнему месту окладом пенсии». Скончался в лавре после длительной болезни, причастившись и соборовавшись. Погребен в храме св. Феодора Новгородского, в приделе свт. Иоанна Златоуста (с 1842 св. Феодора Новгородского), близ могилы архиеп. Евгения (Булгариса). Могила утрачена.
По предложению Н. Я. Озерецковского 24 сент. 1793 г. И. был избран членом Российской академии «по известному его отличному знанию и люблению российского слова» (Сухомлинов. С. 240), участвовал в составлении 5-го и 6-го томов «Словаря Академии Российской», регулярно посещал собрания академии, особенно в 1793-1794 гг., выступал с комментариями. В обширной научно-лит. деятельности И. особое место занимали переводы св. отцов с греч. языка, а также экзегетика «малых» ветхозаветных пророков, Посланий ап. Павла и Псалтири. Помимо сочинений святых Григория Богослова, Иоанна Златоуста, мч. Иустина Философа, Петра Хрисолога, архиеп. Василия Селевкийского И. перевел с лат. языка 2 сочинения католич. кардинала св. Роберта Беллармина: «О воздыхании голубицы…» и «О семи изречениях, от Христа на кресте провещанных».
В 1794 г. И. исправил перевод бесед свт. Иоанна Златоуста, выполненный ранее архим. Авраамием (Флоринским) (в 1787 тираж перевода о. Авраамия был конфискован и 11 февр. 1793 сожжен по распоряжению имп. Екатерины II). Переводы святоотеческих толкований, в частности свт. Иоанна Златоуста, И. исправлял по греч. подлиннику. Исследователи отмечают «буквализмы, а также иностранные заимствования» в переводах И. (Лепехин. 1999. С. 61).
В своих толкованиях И. ориентировался в первую очередь на труды Беллармина. Так, при подготовке 1-го изд. «Толковой Псалтири» И. использовал перевод Беллармина (Рим, 1611). Во 2-м изд. (с авторским посвящением имп. Александру I), сокращенном и исправленном на основе евр. текста (Вена, 1757), были учтены комментарии на Псалмы блж. Феодорита, еп. Кирского, и Ж. Кальвина. На основании сличения двух псалмов Московский свт. Филарет (Дроздов) сделал вывод, что это «перевод толкования Калвинова, частью неточный, сокращенный и переиначенный» (Андреев. 1908. С. 13). По мнению свящ. Н. Вишнякова, в 1-м изд. преимущественно объяснен «иносказательный и таинственный» смысл Псалтири, во 2-м и последующих - буквальный смысл. Его толкования «большей частью правильны и основываются на церковном предании», «отличаются простотой, ясностью, логической последовательностью и, по крайней мере во 2-м издании, не страдают схоластикой предшествовавших ему толкователей». Поэтому толкование И. сразу же получило одобрение Синода и до кон. XIX в. являлось «почти единственным полным и лучшим толкованием Псалтири». Вешняков отмечал и недостатки: И. опустил историю Псалтири, обращался к евр. тексту лишь в затруднительных случаях и преимущественно излагал «для общенародного употребления» священный текст в том виде, в к-ром он повторяется за богослужением (Вишняков. 1873. С. 14).
С. М. Сольский, характеризуя толкования И. на Послания ап. Павла, отмечал, что они, «как приготовленные для публичного преподавания..., не имеют строго научного характера, толковник… заботится только об одной передаче мыслей священного текста и популярном их изложении, но он отличается от предшественников логическим и последовательным изложением послания апостола Павла и более подробным объяснением всего текста. Толковник любит находить в священном тексте, кроме буквального, иносказательный и таинственный смыслы». Большей научностью отличаются его толкования на ветхозаветные книги, поскольку в них И. частично сличал греч. и евр. тексты, использовал труды зап. авторов. Но составлены они были, по мнению Сольского, достаточно поспешно (Сольский. 1869. С. 570-571).
Большой успех имели проповеди И., отличающиеся ясностью, «простотой изложения, утонченным психологизмом и чувством личного сопереживания, что в то время было новинкой» (Лепехин. 1999. С. 61). Обращенные к имп. Екатерине II проповеди И., особенно поздние, завершаются пафосными панегириками, в которых земная царица уподоблена Царице Небесной: «Отечество Тебе предано. Оно, призывая на венценосную главу Твою благословение Всевышнего, молит, да утвердит престол Твой, да возвысит Тебе паче царей земных, да исполнит желания, совершающие блаженство России» (Слово на высокоторжественный день коронования… // Продолжение поучительных слов. 1794. С. 22); «Величит же дух наш по Бозе и Твои, великая Монархиня наша, подвиги. Ты велика в мире, когда благоустрояеши свой народ. Ты велика во брани, когда умыслы и покушения врагов соделоваеши тщетными. Слава, провозглашающая мир, возвещает величие дел твоих. Удивление света открывает их цену. Море и суша… суть неложные свидетели оных» (Слово на торжество мира, заключенного между Российской Империей и Оттоманской Портой // Там же. С. 78-79); «В Тебе Церковь с радостью созерцает защитницу и покровительницу свою. В Тебе отечество находит благоденствия своего промыслительницу. В Тебе вера обретает дражайшие свои залоги. Благословен да будет сей день, в который десница Господня поставила тебя на Феатре видимого мира, к открытию славы его и к нашему блаженству, аминь» (Слово на высокоторжественный день рождения Ее Императорского Величества // Там же. С. 39).
И. был знаком с митр. Евгением (Болховитиновым), с Н. И. Новиковым, к-рый стал издателем нек-рых его сочинений, напр. бесед свт. Иоанна Златоуста, а также с адмиралом П. В. Чичаговым и литератором гр. Д. И. Хвостовым. По характеристике П. И. Мельникова (А. Печерского), И. «отличался обширной ученостью, особенно же знанием греческого языка… был очень добрый человек и кроткого характера, но много вредил себе невоздержанной жизнью. [В Синоде] он находился под сильным влиянием митрополита Амвросия (Подобедова) и подписывал все, что он ни прикажет» (Мельников-Печерский. 1868. С. 464). Источником суждений Мельникова стали записки пристрастного мемуариста А. А. Яковлева. Тот писал в 1805 г., что «архиепископ Ириней Псковский, человек добрый, ежедневно пьяный, разделявший свое время между пуншем, греческими книгами и любовницею, которую он содержал на Петроградской стороне.., всегда все подписывал, не читавши, по приказанию митрополита, с тем только, чтобы он не мешал ему пользоваться покойной жизнью и доставил ему пансион» (Яковлев. С. 24-25). По свидетельству Н. С. Маевского, внука друга И. генерал-лейтенанта А. Д. Буткевича, И. среди своих современников «слыл за человека необыкновенной учености, потому что знал языки латинский и греческий и перевел несколько творений святых отцов. Он был большой самодур, но самодурство значительно смягчалось в нем образованием, которым он так резко отличался от своих современников». В то же время он был прост в общении и не лишен чувства юмора. Как вспоминал буфетчик Афанасий Фаддеев, однажды в присутствии И. и гостей он подал к столу поросенка. Архиерей перекрестил блюдо со словами: «...сие порося да обратится в карася», и первым с аппетитом приступил к трапезе. На подаренном Буткевичу портрете И. изображен, по описанию Маевского, как «величавый красавец-старик, с белым и румяным лицом… с приветливой улыбкой и кротким выражением умных карих глаз» (Маевский. 1881. С. 331).
Поясной живописный портрет И. 1-й четв. XIX в. (ГРМ; см.: Живопись: 1-я пол. XIX в.: Кат. / ГРМ. СПб., 2002. Т. 2: А-И. С. 79. Кат. 150), очевидно, является копией несохранившегося оригинала письма В. Л. Боровиковского. В музей поступил в 1897 г. из собрания кн. А. Б. Лобанова-Ростовского в С.-Петербурге. Оригинальный портрет И. как члена бывш. Российской академии в 80-х гг. XIX в. находился в имп. АН (возможно, работа худож. Попова, 1804; ПФА РАН. Ф. 8. Оп. 1. Д. 9. Л. 105; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 258). Он экспонировался на выставке 1870 г. и был воспроизведен в кн. «Исторический альбом портретов известных лиц XV-XVIII вв., фотографированный и изданный худож. А. М. Лушевым». СПб., 1870. Отд. 2. На портрете И. изображен вполоборота влево, в красной мантии кавалера ордена св. Александра Невского и в черном клобуке с крестом, на груди панагия, орденский знак и звезда св. Александра Невского, седая борода короткая и раздвоенная. Судя по наградам, оригинал был написан не ранее кон. 90-х гг. XVIII в. Другой портрет И. вошел в состав московской выставки 1868 г., устроенной Об-вом любителей художеств (Там же. Т. 4. Стб. 280, 282).
Существует неск. эстампов с изображением И. Д. А. Ровинский указал 4 портрета архиерея, к-рые близки между собой по типу иконографии и деталям рисунка (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1000-1001). Очевидно, наиболее ранний награвирован пунктиром в нач. XIX в. В. Громовым (ГИМ). Поясное изображение заключено в овал, обрамленный лавровыми листьями с цветами. И. представлен почти прямолично, также в мантии кавалера ордена св. Александра Невского, с панагией и орденом на груди, на голове черный клобук с крестом, волосы длинными прядями лежат на плечах, борода широкая средней величины. Под титулом И. помещены вирши: «Прими Отецъ и Архипастырь сiе мое творенье, Превыше всего одно твое Возренье.». Подобный портрет И., гравированный А. П. Грачёвым в Москве по заказу П. П. Бекетова, позднее вошел в изд. «Портреты именитых людей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания». М., 1843 (экземпляры и отдельные листы в ГПИБ, ЦАК МДА). Он точно повторяет предыдущий, но выполнен с бoльшим профессионализмом. Гравюра 1832 г. И. Куликова дополнила московское издание переводов И. (Беллармин Р. О семи изречениях, от Христа на Кресте провещанных. М., 18322).
Портрет И. был включен в издание литографированных изображений членов Российской академии, предпринятое А. С. Шишковым в 1835-1841 гг. (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 110-111). Литография А. И. Мошарского по рис. М. А. Кашенцева (ГИМ) во всех деталях воспроизводит портрет, находившийся в АН (2-е изд. см.: Сорок семь литографированных портретов членов имп. Рос. академии с ист. справкой Б. Л. Модзалевского. СПб., 1911).