[серб. Иринеj] (Булович Мирко; род. 11.02.1947, с. Станишич близ г. Сомбор), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ), богослов, библеист. Начальную школу окончил в 1961 г. в родном селе, в 1965 г.- гимназию в г. Сомбор. В 1965 г. поступил одновременно на философский и богословский фак-ты Белградского ун-та, 17 июня 1969 г. с отличием окончил богословский фак-т. 6 апр. 1968 г. в мон-ре Челие духовником архим. Иустином (Поповичем) пострижен в монашество. По благословению еп. Рашско-Призренского Павла (Стойчевича; впосл. Патриарх Сербский) вступил в братию мон-ря Дечаны. Еп. Павлом 11 сент. 1968 г. в храме вмч. Георгия Победоносца в Призрене был рукоположен во диакона, 15 сент. в монастыре Св. Троицы близ Призрена - во иерея. В 1969-1970 гг. преподавал в Монашеской школе при мон-ре Острог. С осени 1970 г. (с перерывом на 1974/75 уч. г., когда преподавал в Призренской семинарии) учился на богословском фак-те Афинского ун-та, где 7 июня 1980 г. защитил докт. дис. «Тайна различия Божественной сущности и энергии в Св. Троице по св. Марку Эфескому» (Τὸ μυστήριον τῆς ἐν τῇ ἁγία Τριάδι διακρίσεως τῆς θείας οὐσίας κα ἐνεργείας κατὰ τὸν ῞αγιον Μάρκον ᾿Εφέσου τὸν Εὐγένικον. Θεσσαλονίκη, 1983). Во время проживания в Афинах служил на различных приходах и в мон-рях. С 1971 г. сотрудничал с ж. «Богословские взгляды» (Теолошки погледи), с 1980 г.- с ж. «Богословие» (Богословље), с 1983 г. до нач. 90-х гг. ХХ в. был главным редактором ж. «Православный миссионер» (Православни мисионар). Преподаватель греческого языка и доцент (апр. 1980), экстраординарный профессор кафедры Свящ. Писания НЗ (1990), декан Белградского Богословского фак-та (май 2006). Входил в комиссию Св. Синода СПЦ по переводу НЗ на совр. серб. язык.
В июне 1989 г. на Архиерейском Соборе СПЦ избран епископом Моравичским, викарием Патриарха Сербского Германа (Джорича). Из-за болезни Патриарха Германа хиротония И. состоялась через год, 20 мая 1990 г., в Печской Патриархии. Был назначен администратором Бачской епархии, епископом которой был избран 6 дек. 1990 г., взошел на кафедру 23 дек. В янв. 2010 г. был одним из 3 кандидатов, избранных Архиерейским Собором СПЦ на Сербский Патриарший Престол, но по жребию Патриархом Сербским стал еп. Нишский Ириней (Гаврилович). И. исполняет обязанности офиц. представителя и пресс-секретаря Св. Синода СПЦ. Возобновил монашескую жизнь в неск. обителях епархии, в т. ч. в монастыре Ковиль и при епископской резиденции в г. Нови-Сад. Много внимания уделяет развитию духовного образования не только в своей епархии, но и в др. епархиях СПЦ, выступает за введение вероучительного предмета во всех серб. учебных заведениях; часто посещает Богословский факультет Белградского ун-та.
Сочинения И. можно разделить на неск. групп: исследования в области Свящ. Писания НЗ; переводы новозаветных и святоотеческих творений на серб. язык; рецензии на книги различных авторов и вступительные слова (напр., к неск. изданиям творений еп. Жичского свт. Николая (Велимировича)); статьи богословского характера, проповеди и интервью в церковных и светских изданиях.
Исследования И. Свящ. Писания НЗ отражают влияние идей прп. Иустина (Поповича) и отличаются герменевтическим методом и богословско-филологическим подходом. При толковании Свящ. Писания И. часто обращается к проблемам совр. состояния Церкви и спасения человечества. Размышления о проблемах перевода Свящ. Писания на совр. серб. язык, о различных вопросах правосл. библейского богословия и герменевтики И. изложил в кн. «Новый перевод Святого Писания Нового Завета» (Нови превод Светога писма Новога Завета. Београд, 1985). В 1985 г. опубликовал несколько отрывков из «Толкования на Св. Евангелие от Матфея» (Тумачење Св. Jеванђеља по Матеjу) в ж. «Православный миссионер» (Православни мисионар), полностью этот труд И. еще не издан.
И. перевел на серб. язык книги: еп. Кавказского свт. Игнатия (Брянчанинова) «Азбука православной жизни» (Игњатиjе (Брjанчанинов), еп. Азбука православног живота. Хиландар, 1974), архим. Василия (Гондикакиса) «Святая Литургия: Открытие нового творения. Элементы литургического переживания тайны единства в Православной Церкви» (Василиjе (Гондикакис), архим. Света Литургиjа: Откривење нове твари: Елементи литургиjског доживљавања таjне jединства у Православноj Цркви. Нови Сад, 1998); статью А. И. Солженицына «Люди забыли Бога» (Солжењицин А. И. Људи су заборавили Бога // Карловачки богослов. Сремски Карловци, 2006. Бр. 13. С. 7-9) и мн. др. Участвовал в редактировании сербского перевода «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (Основи социjалне концепциjе Руске Православне Цркве. Нови Сад, 2007).
Выезжал с докладами на многочисленные международные форумы и конференции. Вел программу «Православный букварь» (Православни буквар) на телевизионном канале г. Нови-Сад.