(в крещении Иоаким; 1806-1869, Киев), архим., иконописец. Происходил «из простых мещан Орловской губернии» (Лебединцев. 1878. № 8. С. 391). В послужных списках монашествующих Белобережской пуст. (1831-1832; дополнялись в 30-х гг. XIX в.- М. А. К.) упоминается как «казак из великороссов» из Черниговской губ. (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 33). В 1835-1841 гг. поновлял иконы и иконостасы, выполнял стенопись в храмах и мон-рях Орла, Брянска и Брянского у. Орловской губ. В 1836 г. принял постриг в Белобережской Иоанно-Предтеченской брянской пуст., в 1838 г. рукоположен во диакона. В 1836 г. в храмах Белобережской пуст. поновлял иконы, иконостасы, делал стенные росписи. В 1837 г. по разрешению Орловской духовной консистории «безвозмездно и собственным коштом» восстанавливал алтарные иконы и иконы местного ряда в иконостасе Успенского собора Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря близ Брянска (всего 306 икон кроме чудотворной Свенской-Печерской иконы Божией Матери (не сохр.); см.: Рапорты и отношения казначея Свенского монастыря Смарагда еп. Орловскому и Севскому Никодиму и игум. Венедикту (1839) - РГАДА. Ф. 1200. Д. 1824). Сохранился документ, зафиксировавший перечень красок и других материалов, закупленных для И. (Церковные постройки и починки Белобережской пуст. (1831-1837) // ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 56. Л. 4). В 1837 г. в Орле состоялась 1-я встреча И. с митр. Филаретом (Амфитеатровым), определившая его дальнейший путь. Митрополиту понравилась обновленная в 1835-1836 гг. настенная живопись 1803 г. (не сохр.) Казанского придела орловского Никитско-Ахтырского собора, которую иконописец выполнил со старшим братом, видимо, обучавшим его живописи. Митр. Филарет пригласил И. в Киев, но тот не мог оставить начатые под руководством брата живописные работы в Орле; вплоть до переезда в Киев И. поддерживал переписку с митрополитом (Шиденко В. А. Живописная школа Киево-Печерской лавры // Он же. Вибранi працi з iсторiï Києво-Печерськоï лаври. К., 2008. С. 8).
В Киев И. приехал в 1840 г., был зачислен в братию Киево-Печерской лавры и назначен начальником лаврской иконописной мастерской. Тогда же он был рукоположен во иерея. В том же году И. с учениками приступил к поновлению живописи Успенского собора (70-е гг. XVIII в.), работа продолжалась с сер. июля 1840 по 1 окт. 1842 г. (Лебединцев. 1888. С. 35-36). Невзирая на недовольство имп. Николая I поновленной живописью Успенского собора, в дек. 1843 г. И. были высказаны признательность митр. Филарета и благодарность «всея лавры». Однако И. был отстранен от работ, поскольку комиссия нашла, что «новая живопись не имеет характера превосходной греческой живописи, ибо она светла и ярка… в ней видна смесь древней иконописной живописи с манерой нынешней, что, вероятно, произошло от верного соблюдения прежних рисунков при отделке их рукой художника, принадлежащего новой церковно-живописной школе» (Там же. С. 36-38). Роспись была исправлена по эскизу акад. Ф. Г. Солнцева в соответствии с представлением о визант. стиле, характерным для XIX в.
По заказу митр. Филарета после 1842 г. И. с учениками выполнил маслом на металлических пластинах иконы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры; иконы поместили над раками. В воспоминаниях И. В. Гудовского, ученика И., большая часть икон датируется нач. 40-х гг. XIX в.; позднее иконы поновлялись (возможно, неск. мастерами). Пытаясь охарактеризовать особенности икон Киево-Печерских святых, выполненных масляными красками «в мягких тонах, нежными лассировками», Н. С. Лесков в соч. «Мелочи архиерейской жизни» ввел понятие «иконопортрет». Художественное решение И. не отличалось разнообразием: светлые линии контуров нимбов, высветления на челах, висках и дланях, темные клобуки, мелкие камешки четок, мерцающие кресты, строгая, без изящества надпись имени святого. И. наделил святых лишь теми атрибутами, к-рые были их спутниками в молитвенном делании. Лесков в свойственной ему ироничной манере отмечал, что И. «имел удивительное несчастие писать всех на одно лицо», качество, не удовлетворявшее мн. «заезжих знатоков». Тем не менее композиции икон Киево-Печерских подвижников, в которых нет ни одной лишней детали, создают в целом монументальный образ монашества. Во 2-й пол. XIX в. произведения, подобные «иконопортретам» И., рассматривались современниками как свидетельство угасания, т. е. вторичности, иконописной традиции, и как отдельное явление в период обособления «высокого стиля» от непрофессиональной живописи, за которой утвердилось устойчивое название - «монастырские письма». Внешняя манера этих произведений соответствовала академическим приемам, а внутреннее содержание было молитвенным, созерцательным, сближающим их с правосл. иконой. Многие из сохранившихся работ И. являются репликами гравюр из авторитетного в среде иконописцев-монахов XVIII-XIX вв. печатного Киево-Печерского патерика и из др. лаврских изданий (напр., портрет прп. Нестора за работой точно повторяет гравюру Александра Тарасевича из «Службы преподобным отцам печерским». К., 1702).
В Голосеевской пуст., где находилась летняя дача митр. Филарета, к 1846 г. было завершено строительство ц. Покрова Пресв. Богородицы. Иконописные работы в храме были распределены между И. и Солнцевым. И. совместно с учениками написал иконы для иконостасов 3 приделов храма (Покрова Пресв. Богородицы, Трех святителей и вмч. Иоанна Сочавского); Солнцев - алтарные иконы и живописные полотна на религ. сюжеты. Иконостас, выполненный в классическом стиле, был 2-ярусный, боковые приделы с центральной частью соединялись открытыми аркадами. Во всех 3 иконостасах над царскими вратами располагался Нерукотворный образ Спасителя. В центральном иконостасе справа от царских врат (за иконой Покрова Пресв. Богородицы) размещался образ св. Филарета Милостивого в рост (покровителя митр. Филарета), слева (за местной иконой Богоматери) - образ прп. Феодора Сикеота (покровителя митр. Филарета в миру). Изображения на диаконских дверях отличались от традиционных: на них были представлены праведные Иоаким (покровитель И. в миру) и Анна (тезоименитая святая благодетельницы пустыни кнг. А. А. Орловой-Чесменской), свт. Парфений Лампсакийский (покровитель прп. Парфения Киевского). Иконы двунадесятых праздников в 3 иконостасах имели овальную форму; в центральном приделе располагались по обе стороны иконы Господа Вседержителя. И. и художники его мастерской выполнили живописные композиции на евангельские сюжеты на стенах Покровского храма. Некоторые из полотен были перенесены в новую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1864-1866) на гостином дворе лавры, а затем переданы в фонды НКПИКЗ. Работой И. является, вероятно, икона-картина «Уверение Фомы» из Голосеевской пуст. (НКПИКЗ). Художественная манера автора вполне соответствует словесному отзыву комиссии о поновленной живописи И. в Успенском соборе лавры. В НКПИКЗ имеется ряд подобных картин в академическом стиле, писанных маслом на холсте, авторство которых можно предположительно отнести к И. и живописцам его мастерской («Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Исцеление расслабленного», «Благословение детей»; см.: Лопухiна. 1999).
В 1849 г. И. был привлечен к работе Комитета для возобновления собора Св. Софии в Киеве. В документах 1849-1853 гг., а также в памятной надписи 1851 г. на арке Софийского собора (не сохр.) И. назван «соборным старцем Лавры» (Лебединцев. 1878. № 8. С. 386, 391; № 12. С. 508, 519, 520; C. 524 - Акт об окончательном возобновлении Киево-Софийского кафедрального собора (№ 3153 от 19 окт. 1853 г.)), т. е. он был членом Духовного собора Киево-Печерской лавры.
В 1850-1851 гг., придя на место М. С. Пешехонова по положительной рекомендации Солнцева, И. с учениками переписал ок. трети фресок собора. И. выполнил росписи в центральной части храма. В 1850 г. имп. Николай I одобрил работу И. Однако не обошлось без курьезов. Так, на фреске, изображающей вел. кн. Ярослава Мудрого с детьми, была надпись по-гречески: «Вера, Надежда, Любовь, София», каждая из фигур представлена в длинных одеждах и со свечой в руке. В 1844 г. Пешехонов и епархиальный архит. П. И. Спарро ошиблись в определении композиции и зафиксировали ее в реестре фресок, требующих реставрации, к-рым руководствовался И. Ошибку в 1863 г. отметил акад. И. И. Срезневский, указав на княжеские муж. одеяния представленных персонажей и ктиторский характер изображения (Лебединцев. 1878. № 8. С. 395-396; Высоцкий С. А. Ктиторская фреска Ярослава Мудрого в Киевской Софии // ДРИ. М., 1988. [Вып.:] Художественная культура X - 1-й пол. XIII в. С. 133). Под наблюдением И. производились работы (проект Солнцева) по понижению центрального иконостаса (1697) для открытого просмотра алтарных мозаик (40-е гг. XI в.). В кон. 1852 г. И., уволенного по состоянию здоровья, сменил его ближайший помощник свящ. И. Р. Желтоножский, к-рый с 40 учениками выполнил поновление фресок в лестничных башнях, а также строительные и иконостасные работы (Лебединцев. 1878. № 8. С. 392).
С 1851 г. И. с художниками мастерской расписывал стены нижней домовой ц. св. Иоанна Многострадального митрополичьего дома на подворье собора Св. Софии в Голосеевской пуст. и там же завершил сооружение водосточных труб и желобов. И. продолжал руководить строительными и иконописными работами, росписью стен в соборе Михайловского Златоверхого мон-ря, перекрытием и золочением куполов и т. д.
Выполнял небольшие иконы святых на заказ. В частном собрании в Москве находится икона «Равноап. кнг. Ольга» (дерево, масло) с дарственной надписью: «От Иринарха из Киева».
Иконописной мастерской лавры И. руководил в 1840-1852 гг. По свидетельству Лескова, он был «отличный школьмейстер». Однако в этот период большинство лаврских иконописцев являлись вольнонаемными художниками (Там же. С. 398), поведением которых был недоволен духовный собор. В 1852 г. лаврское священноначалие решило уволить наемных художников и создать иконописную мастерскую, состоящую только из лаврской братии. Начальником новой иконописной мастерской по рекомендации И. был назначен послушник Петр Львов, выпускник АХ.
В 1852 г. И. возглавил Больничный Троицкий мон-рь при Киево-Печерской лавре. После кончины своего покровителя митр. Филарета (21 дек. 1857) И. в 1858 г. был назначен игуменом заштатного Медведовского Николаевского мон-ря Чигиринского у., оставался в нем до 1867 г. (Павлуцкий. 1905. С. 40). При монастыре он основал живописную школу: «...школа, полезная для всей окрестности, а затем и для епархии… поддерживается попечительностью преемников достопамятного игумена» (Памяти архим. Иринарха // Киевские ЕВ. 1879). И. расписал одну из 2 деревянных церквей обители (Никольскую?), перестроив ее западную часть и соединив пристройки ризницы и казнохранилища с основным объемом храма (Там же). В 1863-1865 гг. вместе с учениками школы по обету написал 37 икон для ц. праведных Иоакима и Анны в с. Талдыки Черкасского у.
В 1867-1869 гг. И. был архимандритом киевского Выдубицкого Михайловского мон-ря (время возведения в сан неизв.). И. успешно завершил переговоры с руководством железной дороги в период строительства моста через Днепр весной 1868 г., позволившие сохранить красоту монастырского острова близ Выдубичей с заливными лугами, рыбными ловлями и местом выращивания ивовой лозы для кустарных промыслов (Кальницкий М. Б. Протока, ставшая озером - http://mik-kiev.livejournal.com/26246.html?thread=394118 [Электр. ресурс]).
В историю И. вошел также как иконописец-бессребреник. В Свенском мон-ре «безвозмездно и собственным коштом» поновлял иконы и стенопись, в Киеве выделялись средства только на материалы. И. жертвовал большие суммы на восстановление Софийского собора (о чем в 1851 была сделана памятная надпись (не сохр.) вязью на средней арке, примыкающей к главному куполу) и брался производить работы, как отмечал Лебединцев, «из благого усердия, не требуя определенной платы, а хозяйственным образом и со значительным сбережением церковной суммы (для сравнения, из соборной кружки поступило - 98 р. 54 к., вклад Иринарха - 524 р. 47 к.)» (Лебединцев. 1878. № 12. С. 508, 520).