Очевидно, все известное многочисленное потомство Ярослава (кроме первенца Ильи, умершего, вероятно, в юности бездетным) начиная с родившегося в 1020/21 г. сына - новгородского кн. св. Владимира Ярославича происходило от брака с И. (св. кнг. Анна почитается в новгородской традиции как мать Владимира, но это ошибка, возникшая, вероятно, вслед. того, что с сер. XI в. раки Анны и Владимира находились в новгородском Софийском соборе рядом). Помимо Владимира это были сыновья Изяслав (Димитрий), Святослав (Николай) и Всеволод (Андрей), к-рым в свое время предстояло занять киевский стол, а также Вячеслав (впосл. кн. смоленский) и Игорь (впосл. кн. волынский); дочери Елизавета (супруга норвеж. кор. Харальда Сурового), Анастасия (?) (жена венг. кор. Андраша I) и Анна (2-я жена франц. кор. Генриха I).
В «Саге об Олаве Святом» И. представлена как политически активная княгиня, имевшая голос в гос. делах, еще во время сватовства потребовавшая в качестве свадебного подарка от буд. мужа Ладожскую вол. («Ладожское ярлство»). Древнерус. источники никаких сведений о гос. или церковной деятельности И. не сохранили. Можно лишь догадываться, что мон-рь св. Ирины с каменным собором, устроенный в Киеве во имя святой - покровительницы княгини (упом. в «Повести временных лет» под 1037 г. наряду с мон-рем во имя св. покровителя киевского князя - вмч. Георгия - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 151; Т. 2. Стб. 139), возводился при ее поддержке. В похвале равноап. киевскому кн. Владимиру (Василию) Святославичу, крестителю Руси, произнесенной буд. Киевским митр. Иларионом ближе к концу жизни И., княгиня прославляется за благочестие.
В ПВЛ сообщается, что в 6558 (1050/51) г. «преставися жена Ярославля княгыни» (в Ипатьевской летописи: «февраля в 10») (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155; Т. 2. Стб. 143). При вскрытии раки Ярослава Мудрого в киевском Софии Св. соборе в 1939 г. наряду с мужским скелетом, по всей вероятности принадлежавшим Ярославу, был обнаружен также женский, который есть все основания считать останками И. Вторая супруга кн. Ярослава изображена на ктиторской фреске 40-х гг. XI в. в киевском Софийском соборе.
В агиографической лит-ре И. часто отождествляется с 1-й супругой кн. Ярослава св. Анной и безосновательно называется святой.