[Юсаб II; араб. ] (между 1876 и 1880, близ сел. Эн-Нагамиш, пров. Гирга (ныне мухафаза Сохаг), В. Египет - 13.11.1956, Каир), Патриарх Коптской Церкви (с 26 мая 1946). В юном возрасте стал послушником в мон-ре прп. Антония (см. Антония Великого мон-рь), через 2 года принял постриг, сохранив данное ему при рождении имя Икладийус (Клавдий). В 1902-1905 гг. обучался на богословском фак-те Афинского ун-та, овладел греч. и франц. языками. По окончании учебы, по нек-рым сведениям, был назначен настоятелем мон-ря св. Антония. Затем направлен в Палестину, возглавлял копт. мон-рь в Яффе, с 1912 г.- копт. обители Иерусалима. 5 нояб. 1920 г. возведен в епископский сан с именем Юсаб (Иосиф). Возглавлял епархии Гирги и Ахмима, с 1942 г. в сане митрополита Гирги. После смерти Патриархов Иоанна XIX (1942) и Макария III (1945) занимал пост местоблюстителя Патриаршего престола.
Избрание И. на Патриаршество состоялось в дни забастовки работников транспорта; его противники жаловались, что доставку поддерживавших И. выборщиков обеспечивала армия. В выборах впервые приняла участие делегация эфиоп. священников. Желая заручиться поддержкой Совета общины (Маджлис аль-милли), объединявшего копт. светский нобилитет, И. перед избранием пообещал передать совету полный контроль над монастырскими владениями, но впосл. отказался от обещаний. Став Патриархом, он удалил из своего окружения ряд ставленников совета, чтобы выйти из-под контроля светской верхушки общины. Противостояние с членами совета не только раскололо общину, но и лишило Патриархию большей части денежных дотаций копт. предпринимателей и заставило искать новые источники финансирования.
В годы Патриаршества И. увеличилось количество воскресных школ. По благословению Патриарха в 1953 г. были открыты семинария при мон-ре Дейр-Анба-Рувайс (Дейр-эль-Хандак) к северу от Каира и Коптский госпиталь в каирском районе Эль-Эзбекия, в 1954 г.- Ин-т коптских исследований в Каире. По указанию И. были восстановлены и реконструированы мн. церковные здания, в частности полностью перестроен кафедральный собор св. Марка в Каире (1950-1952). В 1948 г. Коптская Церковь вступила во ВСЦ. По инициативе митр. Неврокопского Георгия (Папагеоргиадиса) был возобновлен диалог Коптской Церкви с правосл. Церквами: при И. был создан совет по изучению вопроса сближения с Православием.
Особое внимание И. уделял отношениям с Эфиопской Церковью. Он неоднократно посещал Эфиопию с пастырскими и дипломатическими целями, в 1930 г. участвовал в коронации имп. Хайле Селассие I. 13 июля 1948 г. было подписано соглашение об автономии Эфиопской Церкви, в 1950 г. избраны 5 архиереев из числа местных уроженцев, в частности буд. Патриарх Баслейос (Василий), к-рый стал 1-м эфиоп. архиепископом некопт. происхождения. Эти меры фактически подготовили принятие автокефалии Эфиопской Церкви (1959) и обеспечили И. поддержку эфиоп. духовенства и мирян.
Во время Патриаршества И. Коптская Церковь пережила один из самых серьезных кризисов. Во многом этому способствовал консервативный характер И. Наиболее образованная и активная часть паствы критически относилась к деятельности Патриарха, тем более что его секретарь, малограмотный феллах Камиль Гиргис, известный под именем Малик, ведал всеми делами Патриархии и открыто торговал высшими церковными должностями. Достигшие неслыханных масштабов симонию и коррупцию в среде копт. клира, нежелание Патриарха проводить реформы резко критиковала копт. пресса. 24 июля 1954 г. члены запрещенной военизированной орг-ции «Объединение коптской нации» (ОКН) во главе с Ибрахимом Фахми Хилялем похитили Патриарха. Заставив И. подписать отречение от Патриаршего престола и обращение к Синоду о проведении церковной реформы, они отправили его в мон-рь св. Георгия в Ст. Каире. Похитители были сразу же арестованы; И. вернулся в Патриаршую резиденцию. Синод Коптской Церкви, большая часть членов к-рого получила свои посты при посредничестве Малика Гиргиса, выступил в поддержку Патриарха, однако под давлением обвинений в симонии был вынужден изменить позицию. 20 сент. 1955 г. член ОКН Абд аль-Масих-паша совершил покушение на И. В этот же день беспрецедентным совместным решением Синода Коптской Церкви и Совета общины И. был лишен Патриаршей кафедры и отправлен в ссылку в мон-рь Пресв. Богородицы Дейр-эль-Мухаррак в В. Египте. Это решение было подтверждено декретом премьер-министра Египта Г. А. Насера от 21 сент. 1955 г.; др. пункт декрета запрещал деятельность копт. церковных судов. Управление делами Церкви было поручено совету из 3 епископов.
3 окт. 1955 г. Синод Эфиопской Церкви объявил, что не признает вынужденного отречения И. и продолжает считать его законным Патриархом. С санкции имп. Хайле Селассие I, друга И., эфиоп. церковнослужители и дипломаты развернули в Египте кампанию в поддержку сосланного Патриарха. 19-20 июня 1956 г. совместная делегация из 13 копт. и 7 эфиоп. архиереев посетила мон-рь Дейр-эль-Мухаррак и предложила И. вернуться на кафедру при условии, что Малик Гиргис будет смещен с поста секретаря. Полномочия делегации не были признаны большинством членов Синода Коптской Церкви и Совета общины, к-рые выступили против возвращения Патриарха из ссылки. 21 июня 1956 г. И. покинул мон-рь и вернулся в Каир, однако егип. правительство отдало приказ не пускать его в Патриаршую резиденцию. И. был помещен в Коптском госпитале, где и скончался.