Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛЕКСАНДР ГЕФСИМАНСКИЙ
1, С. 522 опубликовано: 28 ноября 2007г.


АЛЕКСАНДР ГЕФСИМАНСКИЙ

(Стрыгин, в монашестве Агапит; 1810 г., г. Козельск Калужской губ.- 9.02.1878, Гефсиманский скит), иеросхим., затворник. Родители А. Г., из казаков, были благочестивыми людьми, мечтавшими, чтобы их сын стал монахом. Семья была небогатой, и юноше пришлось работать в питейном заведении, к-рое содержал его дядя, где, как вспоминал впосл. А. Г., он «пустился во вся злая». Затем последовала служба поверенным, женитьба, рождение сына. Спустя 4 года А. Г. овдовел, после чего жил в миру еще 2 года, затем окончательно решил уйти в мон-рь. В 1838 г. был принят в число братии Оптиной пуст. под руководство старца иеросхим. Льва (Наголкина), удержавшего его от намерения юродствовать. В течение 3 лет А. Г. нес послушание на кухне, затем был произведен в пономари. В 1843 г. перешел в Черноостровский мон-рь свт. Николая в г. Малоярославце Калужской губ., где прожил более 5 лет и был пострижен в монашество с именем Агапит. В 1849 г. Агапит, видя нерасположение к нему братии мон-ря, подал прошение о переходе в харьковский архиерейский дом, куда и был принят. Там он был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха и назначен экономом. Эта должность оказалась слишком суетной для Агапита, стремившегося к уединенной жизни. Через 2 года он подал прошение об отпуске на богомолье и отправился в недавно созданный близ ТСЛ Гефсиманский скит, куда и поступил вскоре вместе со своим отцом по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова). Там Агапит построил на свои средства келью на пчельнике, по примеру затворника Задонского Георгия (Машурина), чтобы проводить жизнь в подвиге безмолвия. Митр. Филарет не сразу благословил Агапита вступить в совершенное безмолвие, и нек-рое время он продолжал священнослужение. В 1858 г. вместе с неск. старцами он переселился в глубь леса, за 5 верст от скита, где они построили часовню и кельи. Через нек-рое время на деньги благотворителя, московского купца Королева, там была выстроена ц. во имя Св. Духа Параклита с приделом во имя св. Иоанна Крестителя. В день Введения во храм Пресв. Богородицы в Успенской ц. Гефсиманского скита Агапит принял постриг в схиму с именем Александр. В 1861 г. по просьбе наместника ТСЛ архим. Антония, своего духовного отца, А. Г. переселился обратно в скит для духовного окормления молодых насельников.

Вскоре А. Г., стремясь исполнить свой обет безмолвия, попросил у архим. Антония благословить его уйти в затвор в пещеры при Гефсиманском ските. 23 нояб. 1862 г., после выдержанного им в качестве испытания трехмесячного пребывания в келье, А. Г. получил благословение митр. Филарета на полное затворничество. После 3 лет затвора здоровье А. Г. сильно ухудшилось, и, подчинившись воле митр. Филарета и архим. Антония, он возвратился в скит. К нему вновь стали приходить насельники скита, нарушая его безмолвие, и вскоре А. Г. опять попросил благословения на затвор. Архим. Антоний благословил его затвориться при скитской кладбищенской ц. Воскресения Христова. 1 авг. 1871 г. он удалился в свою келью, в к-рой прожил до самой кончины.

За 22 года до кончины А. Г. сделал себе гроб, к-рый стоял у него в келье. Он постоянно сокрушался о своих грехах, но при этом был всегда исполнен духовной радости, приветлив и ласков. Многие монахи из ТСЛ, лаврской киновии, Параклитовой пуст. и др. обителей, а также миряне приходили к старцу за духовным советом и получали от бесед с ним облегчение и утешение. В кон. янв. 1878 г. А. Г. заболел, 4 февр. слег и более не вставал, 9 февр. тихо отошел ко Господу. Погребен А. Г. на скитском кладбище близ ц. Воскресения Христова.

Лит.: О жизни и подвигах старца-затворника Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой лавры, о. иеросхимонаха Александра / Собр. его келейником N. N. М., 1900, 19082, [1995]р.
А. В. Егорова
Ключевые слова:
Иеросхимонахи Русской Православной Церкви Монашество Троице-Сергиевой лавры Затворники Александр Гефсиманский (Стрыгин, в монашестве Агапит; 1810-1878), иеросхимонах, затворник
См.также:
ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель
АВРААМИЙ (Подлесов Андрей; 2-я пол. XVI в. - 1646), келарь Троице-Сергиева монастыря
АДРИАН (Ангелов; † после 1563/64), келарь Троице-Сергиева монастыря
АЛЕКСАНДР Булатников († 1655), келарь Троице-Сергиева мон-ря
АЛЕКСАНДР ГЕФСИМАНСКИЙ (Алексий в схиме, в миру Алипий; 1800- 1870), иеросхим.
АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)