[греч. ἀκτιστῆται - нетварники, от ἄκτιστον - несотворенное), незначительная монофизитская секта в Египте VI в., о существовании к-рой сообщает Тимофей К-польский. Учение А. представляет собой развитие афтартодокетизма - христологической доктрины Юлиана Галикарнасского. В его учении заметна тенденция к устранению различия между божественным и человеческим во Христе с целью утверждения единства Его естества. А. полагали, что это различие еще не устраняется при исповедании плоти Христовой нетленной, если при этом не признать само человечество Христа несотворенным. Поэтому они считали, что преображенную в богочеловеческом единстве человеческую природу уже нельзя считать тварной. Это был последовательный шаг на пути устранения различия между божественным и человеческим во христе, но это противоречило основному положению афтартодокетов, считавших, что человечество Христово подобно человечеству первозданного Адама, к-рое, будучи нетленным, не было, однако, несотворенным. Приверженцы доктрины Юлиана назвали сторонников учения о несотворенности тела Христова «А.», а те дали своим противникам наименование «ктистолатры», т. е. поклоняющиеся твари.