Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АКТЫ
1, С. 421-425 опубликовано: 4 марта 2008г.


АКТЫ

в России, документы правового характера. Термин «А.» происходит от формулы «actum est» (совершено), употреблявшейся в заключительной части древнерим. и средневек. лат. документов. На Руси термин «А.» стал применяться со времен Петра I. Его появление связано с влиянием языков польск. (akt - бумага, документ) или нем. (akte - офиц. документ, akten - деловые бумаги, офиц. записи, протоколы). В допетровской Руси документы типа А. определялись как «грамоты», в нек-рых случаях - как «записи», «выписи». В качестве самоназвания документа могло использоваться определение его узкой разновидности - «данная», «купчая», «кабала» и т. п.

По своему происхождению от того или иного адресанта А. могут быть публичными или частными, светскими или церковными. В зап. дипломатике публичными А. долгое время считались только А. носителей независимой верховной власти - императоров и королей, в то время как грамоты их вассалов (герцогов, графов и др.), даже если они возглавляли самостоятельные гос-ва, рассматривались как А. частных лиц. В недавнее время эта т. зр. подверглась критике (К. Брюль). В рус. дипломатике публичными А. светских властей признаются грамоты не только золотоордынских ханов, но и великих и удельных князей. Договорные документы гос. учреждений и предприятий также, вероятно, могут быть определены как публичные А. К публичным церковным А. следует относить грамоты Глав Церквей (Патриархов, пап) и глав епархий (митрополитов, архиепископов, епископов). Промежуточное положение между публичными и частными А. занимают А. духовных корпораций - мон-рей, соборов, отдельных приходских церквей. Обычно их зачисляют в разряд частных А., поскольку в большинстве из них фиксируются сделки с частными лицами. Однако в тех случаях, когда адресантом и адресатом являются только духовные корпорации или когда корпорация издает от своего имени к.-л. документ, возможно, более правильным было бы, употреблять понятие «корпоративный А.». Этот термин подошел бы и для светских документов, где адресантом выступает юридическое лицо, не принадлежащее к властным структурам: цех, гильдия, фирма, ин-т и т. п. Вместе с тем А., составленные представителями белого или черного духовенства, выступающими в роли частных лиц, а не членов корпорации, должны быть отнесены к частным А.

Вследствие многозначности понятия «А.», образовавшейся в процессе его длительного употребления в документах и научной лит-ре разных стран, в историографии нет единства мнений по поводу того, какие виды документов надо считать А. Скорее всего А.- это не вид, а большой надвид источников, куда входит неск. видов, выделяемых по основной социальной функции документов, составляющих тот или иной вид. Среди социальных функций различаются договорная, законодательная, удостоверительная, распорядительная и др. Каждая из них порождает документы определенного вида. Существуют и документы смешанных видов, возникшие вследствие совокупного действия неск. социальных функций.

Наиболее принято отнесение к А. документов договорного вида. Публичноправовыми А. являются прежде всего договоры между гос-вами. Древнейшими письменными договорами Руси были соглашения с Византией 911, 944 и 971 гг. Они дошли в виде позднейших копий рус. переводов в составе летописных сводов. Международные договоры Руси с Западом известны с кон. XII в. Субъектами договорных отношений в XII-XV вв. были отдельные рус. земли и княжества - Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Москва, Тверь, Рязань и др. В XIII-XV вв. Новгород заключал договоры с тверскими и московскими вел. князьями. В создании этих А. активную роль играл Новгородский архиепископ, чье благословение упоминается в начале документов. Грамоты скреплялись печатями, в т. ч. и владычной буллой. В XIV-XVI вв. была распространена практика составления договоров («докончания») между вел. князьями (московскими и тверскими, московскими и рязанскими), а также между великими и удельными князьями московского дома. Весьма редко встречаются договорные грамоты, заключенные удельными князьями между собой или с др. владетелями, не имевшими великокняжеского достоинства (напр., докончание галицкого кн. Дмитрия Шемяки с суздальскими князьями 1445 г.). В преамбулу междукняжеских договоров в ряде случаев включалось благословение митрополита. Нек-рые докончания скреплены митрополичьей подписью на греч. или рус. языке. К кон. XIV - нач. XV в. (1392 или 1404) относится церковно-гос. договор, заключенный между вел. кн. Василием I Димитриевичем и митр. Киприаном.

Частные А. представлены многими разновидностями. Прежде всего это А. на землю: данные (вкладные), купчие, меновные, закладные, деловые, мировые, разъезжие, очищальные и т. п. Контрагентами земельных А. были светские лица; светские лица и духовные корпорации; духовные корпорации. Преобладают А. 2 первых групп, особенно второй. А. третьей группы очень мало.

Раньше, чем в др. рус. областях, частные А. появились, по-видимому, в Новгороде, хотя относимые к XII в. новгородские частные А. вызывают сомнения в подлинности. Данная (купчая) прп. Антония Римлянина, дошедшая в списке XVI в.,- подложный или сильно интерполированный А. Гораздо больше оснований считать подлинной данную (вкладную) грамоту прп. Варлаама Хутынского новгородскому Хутынскому муж. мон-рю (см. Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь), сохранившуюся в виде пергаменного оригинала. Ее датируют либо 1192-м, либо 1211 г. С. Н. Валк считал этот документ подделкой XIV в., что не было поддержано большинством исследователей. Во вкладной грамоте прп. Варлаама мон-рю передаются земли, а также 7 несвободных людей, 6 коней и 1 корова. Для более поздних данных на землю такой состав вклада необычен. Данные грамоты XIV-XVI вв. ограничиваются, как правило, передачей земельных объектов. Крупнейшими контрагентами светских землевладельцев были в это время митрополичий дом, Троице-Сергиев, Кириллов Белозерский, московский Симонов, суздальский Евфимиев, Иосифов Волоколамский, Ярославский Преображенский, Соловецкий в честь Преображения Господня и др. мон-ри, московские Архангельский собор и Успенский собор, архиерейские дома - новгородский, ростовский, суздальский, казанский и проч. Они получали земли не только по данным грамотам, но и по А. др. разновидностей, из к-рых наиболее распространенными в XIV-XVI вв. были купчие, меновные и закладные. В меновных грамотах мог фиксироваться обмен землями, расположенными как по соседству, так и в разных уездах Русского гос-ва. В закладных грамотах деньги предоставлялись в кредит под залог земельной собственности заимщика. В мировых и разъезжих стороны договаривались об урегулировании земельных споров и устанавливали границы спорных владений. В XVI-XVII вв. значительное распространение получили оброчные грамоты. В них крупные земельные собственники (в т. ч. и мон-ри) оформляли сдачу в аренду за оброк земель, находившихся в составе их вотчины, но по тем или иным причинам не обрабатываемых владельцем и его крестьянами (пустошей, неудобных или отдаленных мест). В роли арендаторов выступали иногда помещики, чаще же крестьяне, не принадлежавшие к данной вотчине, и посадские люди. В XVIII в. в оброчных фиксировался арендный наем не только земельных угодий, но также изб, дворов и т. п. В 1-й пол. XVIII в. появились т. н. кортомные записи. Под кортомой подразумевалось держание за плату земель, мельниц и др. объектов, эксплуатация к-рых приносила определенный доход.

Значительную группу частных А. составляют чисто денежные документы. С XVI в. известны заемные кабалы - договоры о займе денег на определенное время с обязательством заимщика уплатить долг в срок, а в случае просрочки - с процентами. В заемных в отличие от закладных заем не обеспечивался закладом земли. Поэтому заемные заключались не только с землевладельцами, но и с представителями тех социальных слоев, к-рые не располагали свободно отчуждаемой земельной собственностью. В XVI-XVII вв. в роли кредиторов часто выступали мон-ри, в роли заимщиков - монастырские слуги и крестьяне. В XVIII в. договор займа без залога земли фиксировался в т. н. заемных письмах, имевших хождение в крестьянской среде.

Кроме земельных и денежных А. заключались сделки на приобретение, использование или перераспределение рабочей силы, носители к-рой выступают в одних случаях как субъект, в др.- как объект права. Т. н. полные грамоты, известные с 20-х гг. XV в. по 1554 г., фиксировали самопродажу людей «в полницу», т. е. в полные холопы. Иногда владелец полного холопа продавал его др. лицу. Грамота, закреплявшая такую сделку, была одновременно полной и купчей. В XVI-XVII вв. значительное распространение получили служилые кабалы, согласно к-рым устанавливалась холопская зависимость должника от кредитора. С 1680 г. поступление в служилые холопы стало осуществляться без займа. Кабальная зависимость могла возникать не только по актам самопродажи или займа, но и по акту найма рабочей силы (жилые записи XVII в.). Церковь не признавала холопскую форму зависимости, поэтому А. на поступление в холопы составлялись лишь между светскими лицами и владельцами холопов были миряне. В то же время церковные учреждения охотно принимали в свои вотчины крестьян-новоприходцев. Последние получали от земельного собственника землю во владение, а также «подмогу» натурой или деньгами и освобождение от налогов на определенный льготный срок. Новоприходцы подряжались в крестьяне к духовным и светским землевладельцам, в т. ч. и в черную волость. Эти отношения оформлялись в порядных и поручных грамотах. Наиболее ранние порядные относятся к 40-м гг. XVI в. С 20-х гг. XVII в. вошло в обычай также составление ссудных записей, по к-рым крестьяне-новопорядчики получали не льготу и подмогу, а денежную ссуду, чем усиливалась долговая зависимость крестьян от землевладельцев.

Жалованная грамота вел. кн. Олега Рязанского Успенскому Ольгову мон-рю. Ок. 1371 г. (РГАДА. Ф. 281. №9821)
Жалованная грамота вел. кн. Олега Рязанского Успенскому Ольгову мон-рю. Ок. 1371 г. (РГАДА. Ф. 281. №9821)

Жалованная грамота вел. кн. Олега Рязанского Успенскому Ольгову мон-рю. Ок. 1371 г. (РГАДА. Ф. 281. №9821)

А. на крестьян без земли известны с кон. XVI в. Первоначально это были т. н. поступные записи, в к-рых один земельный собственник, «не ходя на суд», поступался другому своими беглыми крестьянами, жившими во владениях последнего, и тот выплачивал первому определенную денежную компенсацию. Самая ранняя поступная датируется 1597/98 г. Подобные же сделки фиксировались в мировых записях. «Поступка» крестьянами означала фактически куплю-продажу крестьянских семей без земли. Контрагентами этих сделок были как светские, так и духовные феодалы, напр. Троице-Сергиев мон-рь. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. распространились купчие и закладные на крестьян без земли. К сер. XVIII в. офиц. право покупать и продавать крестьян без земли имели только потомственные дворяне. Представители др. социальных слоев покупали их на чужое имя.

Частные А. комплексного содержания, касающиеся перераспределения земельных фондов, движимого имущества, денег и рабочей силы, представлены духовными (завещаниями) и брачными контрактами. Древнейшие духовные дошли из Новгорода. В. Л. Янин считает подлинной и датирует 1131 г. духовную прп. Антония Римлянина, сохранившуюся в списке XVI в. Подлинность этого акта вызывает все же сомнения. Безусловно подлинной является духовная новгородца Климента сер. XIII в.- пергаменный А. Наиболее ранние черновики духовных, написанные на бересте, относятся также к XIII в. Духовные часто содержат санкцию, угрожающую небесной карой нарушителям завещания. В числе свидетелей духовных, как правило, фигурирует духовный отец завещателя. В XV-XVII вв. духовные грамоты в Сев.-Вост. Руси утверждались правящим архиереем епархии, о чем делалась специальная запись, содержащая обычно дату утверждения. Авторами духовных были по преимуществу светские лица. Вместе с тем известны завещания представителей духовенства: митрополитов Киприана и Фотия, прп. Кирилла Белозерского, нек-рых иноков. Это не совсем частные, а скорее частно-корпоративные А. Если в XIII-XVI вв. завещания составлялись почти исключительно членами господствующего класса, то во 2-й пол. XVII в. авторами духовных выступают и представители др. сословий, в т. ч. крестьянства. Духовные являлись т. н. односторонними сделками, т. е. составлялись от имени одного автора. Однако по существу они фиксировали отношения завещателя с целым рядом контрагентов. По законам Российской империи лица до 21 года не имели права составлять духовные. В 1726 г. было разрешено писать духовные на дому. По указам 1791, 1813 и 1829 гг. духовная могла быть объявлена только после смерти завещателя, но указ 1831 г. предписывал являть духовную у приказных дел при жизни завещателя.

Особый разряд документов договорного вида составляют частно-публичные А.- соглашения частных лиц с гос-вом, оформленные обычно как односторонние обязательства частных лиц по отношению к гос-ву. Таковы «укрепленные» крестоцеловальные грамоты бояр о верной службе государю и неотъезде. Наиболее ранняя из них была дана кн. Д. Д. Холмским московскому вел. кн. Иоанну III Васильевичу в 1474 г. Подобные документы составлялись и в XVI в. В них обычно отмечается посредничество церковных иерархов - митрополита, епископов и архимандритов московских мон-рей - в снятии «нелюбья» с опального боярина. Грамоту подписывал митрополит. «Поручные кабалы» одних бояр по другим известны с того же времени. Здесь обещание верной службы боярина государю формулировалось от имени третьего лица - «порутчика» - и подкреплялось его обязательством заплатить большой штраф в случае отъезда или бегства «вырученного» им вельможи. «Поручные кабалы» могли быть и коллективными. С сер. XVI в. появляются крестоцеловальные записи губных и земских старост, фиксирующие их обязательства верно исполнять порученную им службу. К частно-публичным договорам можно отнести, вероятно, А. откупа и подряда XVIII-XIX вв.

В XVII-XVIII вв. преимущественно на севере России составлялись договоры подряда между сельской общиной и приходским священником. Эти корпоративные А. закрепляли взаимные обязательства сторон: содержание священника общиной и отправление богослужения священником.

К А. относят не только договоры, но и документы договорно-законодательного вида: специальные и частные законы. Церковные уставы князей равноап. Владимира (Василия) Святославича и Ярослава (Геогрия) Владимировича Мудрого, будучи по существу специальными законами, имели форму договора (Владимир как бы заключал соглашение с кнг. Анной, Ярослав - с митр. Иларионом). Великокняжеские духовные грамоты XIV-XVI вв. носили смешанный договорно-законодательный характер. С одной стороны, они определяли гос. устройство страны и в этом смысле являлись специальными законами, с др.- духовные представляли собой «ряд» между князем и его наследниками. Элементы публичного и частного права были в них неразрывно связаны и переплетены. Уставные и жалованные грамоты, выдававшиеся князьями и церковными иерархами, сочетают в себе черты частного закона и договора. Документы типа княжеских жалованных грамот впервые появились в Новгороде в XII в. и касались землевладения 2 мон-рей - Юрьева и Пантелеимонова. Название «жалованные грамоты» - более позднее, оно возникло вследствие наличия формулы «пожаловал есмь» в княжеских грамотах XIV-XVII вв. В Сев.-Вост. Руси жалованные грамоты получили распространение начиная с XIV в., в XV-XVII вв. они выдавались в большом количестве мон-рям, соборам, митрополичьему дому (с 1589 - Патриаршей кафедре), епархиальным архиереям, а также светским землевладельцам. Жалованные грамоты закрепляли и расширяли права земельной собственности, феодальный иммунитет и различные корпоративные и индивидуальные привилегии их получателей. Среди жалованных грамот были данные и меновные, тарханные, льготные, оброчные, несудимые, заповедные (бережельные), проезжие, грамоты о назначении данного пристава и сроках вызова в суд высшей инстанции (односрочные, двусрочные, трехсрочные) и др. Кроме княжеских и царских грамот, предоставлявших иммунитет мон-рям и Церкви, известны ярлыки золотоордынских ханов Русским митрополитам XIII-XIV вв., дошедшие в рус. переводах в списках XV-XVII вв. Древнейший из ярлыков, выданный Менгу-Темиром (1267), не содержит имени митрополита. Последний по времени - ярлык Тюляка - был пожалован Митяю (Михаилу) - нареченному митрополиту (1379). С этого ярлыка начинается Краткое собрание ханских ярлыков (XV в.). В Пространном собрании ханских ярлыков (XVI в.) помещен подложный ярлык Узбека митр. Петру. Русские митрополиты (с 1589 Патриархи) выдавали жалованные грамоты 2 типов. Грамоты первого типа аналогичны княжеским грамотам. Они предоставляли земли и иммунитетные привилегии (напр., льготы от налогов) светским вассалам кафедры - митрополичьим детям боярским или крестьянам. В Новгороде в период независимости архиепископ выдавал иммунитетные грамоты мон-рям, освобождая их от вызова в светский суд. Грамоты второго типа предоставляли причтам сельских церквей свободу от церковных даней, суда и въезда светских агентов митрополита - заезчиков и десятильников. Такого рода грамоты выдавал не только Глава Церкви, но и епархиальные иерархи - архиепископы и епископы - церквам, находившимся в их епархиях.

Определенный договор между князем и епископом можно видеть в таких частных законах, как княжеские уставные грамоты 30-х гг. XII в. Смоленской и Новгородской епархиям. В этих документах князь по существу делится своими доходами с епископом, оговаривая размер сбора в пользу епископской кафедры с каждой облагаемой адм. единицы или поселения. 2 устава новгородского кн. Всеволода-Гавриила Мстиславича XII в. признаны в лит-ре более поздними (XIII или XIV в.) подделками или интерполированными А. Княжеские уставные грамоты XIV-XVI вв. посвящены вопросам местного управления. Порядок управления Двинской землей, временно перешедшей в кон. XIV в. в руки московского вел. кн. Василия I, был определен в Двинской грамоте (1397/98). В этой грамоте, так же как и в Белозерской уставной грамоте 1488 г., законодательный момент выражен сильнее, чем в наместничьих уставных грамотах, выдававшихся конкретным лицам на управление той или иной территорией. В уставных грамотах отдельным дворцовым селам и группам промыcлового населения закреплялись основы их корпоративного самоуправления. Переход от наместничьего к новым формам управления в сер. XVI в. осуществлялся в уставных губных (с 1539) и земских (с 1551/52) грамотах. Принципы сбора таможенных пошлин на крупных местных рынках откупными и верными таможенниками разрабатывались в уставных таможенных грамотах. Древнейшая из них - Белозерская таможенная грамота 1497 г.

Уставные грамоты выдавались не только светскими, но и духовными властями. Уставная грамота митр. Киприана митрополичьему Царе-Константиновскому мон-рю близ Владимира 1391 г. определяла систему рентных отношений мон-ря с его крестьянами, устанавливала виды и нормы натуральных повинностей крестьян разных категорий. Взаимоотношения крестьян монастырских сел и волостей с мон-рем регламентировались в уставных грамотах Соловецкого (40-е гг. XVI в.), Троице-Сергиева и Иосифова Волоколамского мон-рей (90-е гг. XVI в.). Цель регулирования рентных отношений и системы вотчинного управления преследовали в XVIII - нач. XIX в. помещичьи инструкции приказчикам. Много внимания уделялось в них также вопросам рационализации сельского хозяйства. Монастырские уставные грамоты и помещичьи инструкции принадлежат к источникам договорно-законодательного вида, хотя они являются не публичными, а корпоративными и частными А.

К А. могут быть отнесены документы удостоверительного и смешанных с ним видов: удостоверительно-договорного, удостоверительно-законодательного, удостоверительно-распорядительного. Удостоверительно-законодательно-договорными являются документы, возводящие то или иное лицо в определенный ранг, предоставляющие ему титул, должность, статус. Таковыми были, вероятно, несохранившиеся ханские ярлыки рус. князьям на великокняжеское достоинство и на владение тем или иным княжеством. К этой же категории надо причислить грамоту К-польского Патриархата 1560 г. об утверждении царского титула Иоанна IV, напрестольную грамоту польск. короля и литов. вел. кн. Казимира IV 1431 г. о признании бывш. рязанского еп. свт. Ионы митрополитом Киевским и всея Руси, царские дипломы и жалованные грамоты XVIII-XX вв. (на дворянское достоинство и титулы). Того же вида - грамоты церковных иерархов XV-XVIII вв. священникам на исполнение должности (ставленые, благословенные).

Соборная грамота Патриарха К-польского Иоасафа и греч. епископов, утверждающая за Иоанном IV титул царя. 1560 г. (РГБ. Ф. 181. №175)
Соборная грамота Патриарха К-польского Иоасафа и греч. епископов, утверждающая за Иоанном IV титул царя. 1560 г. (РГБ. Ф. 181. №175)

Соборная грамота Патриарха К-польского Иоасафа и греч. епископов, утверждающая за Иоанном IV титул царя. 1560 г. (РГБ. Ф. 181. №175)

В состав А. включаются документы распорядительного и договорно-распорядительного видов. Это различные указные грамоты (на Руси с XIV в.), указы и распоряжения по конкретным вопросам, грамоты о вызове в суд (позовные, позовницы, срочные, зазывные и т. п.). Послушные и ввозные грамоты XVI-XVII вв., адресованные от имени государя крестьянам чьих-либо вновь приобретенных владений, содержат наряду с распоряжением крестьянам элемент договора монарха с землевладельцем. Послушные грамоты направлялись во владения как светских, так и духовных землевладельцев. К договорно-распорядительному виду относится и ряд документов церковных иерархов, напр. грамоты о строительстве новых храмов (храмозданные).

В составе А. оказываются документы протокольно-приговорного вида, распространенные на Руси в XIV-XVII вв.: судные списки, докладные судные списки, правые и бессудные грамоты. В них зафиксированы ход процесса и решение суда. Значительная часть сохранившихся судных списков и правых грамот посвящена земельным тяжбам между черносошными крестьянами и мон-рями. В большинстве документов выигравшей стороной являются мон-ри. Возможно, это связано с тем, что судные списки и правые грамоты отдавались на хранение победившей стороне, документы же дошли в составе монастырских архивов.

А. по традиции считаются нек-рые разновидности документов регистрационно-учетного вида, напр. сотные или выписи из писцовых книг XV-XVII вв. Они составлялись на владения того или иного земельного собственника в одном уезде. Сотные содержат ценную информацию о составе земель и населения монастырских и митрополичьих вотчин эпохи Русского централизованного гос-ва.

Под «А. гражданского состояния» подразумевается фиксация рождения, бракосочетания и смерти, к-рая в XVIII - нач. XX в. осуществлялась в метрических книгах, ведшихся приходскими священниками, а после Октябрьской революции 1917 г.- в книгах «Записи актов гражданского состояния». Сами по себе эти записи, будучи в составе книги, не могут рассматриваться как отдельные А. Весьма условно можно отнести к разряду частно-публичных А. документы просительного вида: челобитья, прошения, жалобы.

Все письма вообще принадлежат к эпистолярному виду. Вместе с тем служебные письма в одних случаях тяготеют к эпистолярно-распорядительному, в др.- к эпистолярно-отчетному виду. В имп. Риме и в раннесредневек. монархиях Запада законы и договоры часто облекались в форму посланий. Поэтому целый ряд документов эпистолярного вида следует квалифицировать как А.

В XVI-XIX вв. в церковных учреждениях (при митрополите, с 1589 при Патриархе, в крупных мон-рях) создавались копийные книги А., куда переписывались в том или ином порядке тексты грамот, хранившихся в церковно-монастырских архивах. В 1-й трети XVI в. была сформирована Митрополичья копийная книга, в 1534 г.- Копийная книга Троице-Сергиева мон-ря, в 80-х гг. XVI в. в Троицком мон-ре возникла целая серия копийных книг. В XVII в. кроме Троицкого копийные книги имели Кириллов Белозерский, Симонов, Соловецкий и ряд др. мон-рей. Кроме того, по инициативе правительства в различных мон-рях в XVI-XIX вв. составлялись описные, или «отписные», книги монастырской казны. Сюда вносились и упоминания о грамотах, находившихся в мон-ре.

В соответствии с канонами западноевроп. дипломатики в формуляре А. различают начальный протокол (или просто протокол), основную часть (текст или контекст) и конечный протокол (эсхатокол). В А. встречаются изобразительные элементы - символическая инвокация (крест, хризмон), художественные заставки и инициалы, колофоны, иногда миниатюры (миниатюра имеется, напр., в жалованной грамоте вел. кн. Олега Рязанского рязанскому Ольгову мон-рю, ок. 1371). К основной структуре формуляра примыкают дополнительные компоненты: удостоверительные знаки (подписи, печати), позднейшие подтверждения, пометы, связанные с происхождением и дальнейшим юридическим функционированием документа, архивные пометки. Приемы изучения А. разнообразны. Их письмо исследуется методами палеографии, печати - методами сфрагистики, формуляр - методами дипломатики, к-рая является комплексной наукой об А. (см. также статьи: Византийские акты, Европейские акты).

Лит.: Bresslau H. Handbuch der Urkundenlehre für Deutschland und Italien. Lpz., 1889; Giry A. Manuel de diplomatique. P., 1894; Guyotjeannin O., Pycke J., Tock B.-M. Diplomatique médiévale. Brepols, 1993; Шумаков С. А. Обзор «Грамот коллегии экономии». М., 1917. Вып. 4. С. 1-43; Лаппо-Данилевский А. С. Очерк русской дипломатики частных актов. Пг., 1920; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV веков. М.; Л., 1948. Ч. 1; М., 1951. Ч. 2; Зимин А. А. Методика издания древнерусских актов. М., 1959; Каштанов С. М. Очерки русской дипломатики. М., 1970; он же. Русская дипломатика. М., 1988; он же. Акты новейшего времени // Источниковедение XX столетия. М., 1993. С. 101-103; он же. Из истории русского средневекового источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; он же. Актовая археография. М., 1998.
С. М. Каштанов
Ключевые слова:
Государство и право Русская Православная Церковь. Документы Источниковедение. Россия. История Юридические науки. Основные понятия Акты, в России, документы правового характера
См.также:
ВИЗАНТИЙСКИЕ АКТЫ документы правового характера, один из важнейших видов документальных исторических источников
ГРАМОТЫ письменные документы, акты
ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества, Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в.
«ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЕМ» древнейший слав. памятник права, созданный в кон. IX в.
«ПРОХИРОН» [«подручный, удобный для использования], офиц. законодательный сборник, изданный в Византийской империи в период правления Македонской династии
«АКТ О НАСЛЕДОВАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСТОЛА» закон Российской империи, составленный имп. Павлом I Петровичем
АКТЫ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ серия документов по истории России XIII-XVII вв.
«АКТЫ ЗАПАДНОЙ РОССИИ» сборник документов по церковной и политической истории Украины, Белоруссии и Литвы
АКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ
АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте